Опрос | |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
|
Военные трофеи ВОВ
В конце
июня — начале июля 1945 г.. согласно договоренностям Крымской
конференции глав стран антигитлеровской коалиции, была изменена
демаркационная линия оккупационных зон Германии. Англо-американские
войска отошли на запад, и в зону советской оккупации перешли Саксония,
Тюрингия и ряд других областей. В результате в руках СССР оказались
сотни новых авиационных организаций и предприятий. Только в Тюрингии их
было 175, в Саксонии - 74. Всего же в зоне оккупации советских войск
теперь насчитывалось 600 заводов и фабрик, так или иначе связанных с
авиастроением, из них 213 основных авиационных предприятий и 387
организаций, переоборудованных в годы войны на выпуск авиационной
промышленности. Их общая производственная площадь превышала 4 млн. м².
Это составляло более половины всей авиапромышленности Германии.
Многие из предприятий принадлежали таким крупным консорциумам как
«Юнкерс» (57 заводов). «Арадо» (38), «Хейнкель» (18). «Фокке-Вульф»
(7). «Зибелъ» (6), «Дорнье» (5), «BMW» (11), «Даймлер-Бенц» (4). «АЕ»
(5). «Сименс» (7). «Цейс» (3), «Аскания» (2).
Следует, однако, сказать, что подавляющее большинство немецких
авиационных заводов и фабрик находилось в неработоспособном состоянии.
Они получили сильные разрушения в результате воздушных бомбардировок, а
некоторые крупные предприятия были уничтожены почти полностью. После
двух месяцев пребывания там союзных войск наиболее ценное оборудование,
образцы новейших технических разработок и документация были вывезены на
Запад. Американцы и англичане вывезли также крупнейших немецких
авиационных ученых и конструкторов: Прандтля, Бетца, Буземана, Георги,
Хейнкеля. Липпиша, Зенгера, Флетнера и др. Остальные сотрудники заводов и
ОКБ разбежались по домам.
С переходом германских авиационных предприятий к СССР большая
часть их была демонтирована и все сохранившееся оборудование отправлено в
Советский Союз. К середине 1946 г. было вывезено 123 тыс. станков и
друтого промышленного обрудования, из них 66 тыс. — на заводы МАП.
Некоторые образцы доставленной из Германии промышленной техники
были уникальными. К ним относится, например, самый мощный в то время
пресс давлением 30 тыс. тонн, вывезенный с завода фирмы
«И.Г.Фарбениндустри» в г. Биттерфельде. Только одна головка этого
пресса-гиганта весила 552т.
Огромные сложности представлял собой демонтаж оборудования с 10
подземных заводов. Перед отступлением немцы разрушили подъемные
сооружения, а глубина шахт, в которых находились станки и прессы, иногда
достигала 500 м.
На одном из таких заводов обнаружился пресс, который мы заказали в
Германии перед войной, но так и не успели получить.
На основе доставленного из Германии производственного
оборудования в СССР было создано девять новых авиационных заводов, в том
числе два самолетных и три моторных.
Не менее важной задачей было изучение достижений немецкой
авиационной науки и техники. В годы второй мировой войны Германия
достигла значительных успехов в развитии авиации. Самым большим
достижением было создание реактивных самолетов. Незадолго до конца войны
немецкая авиапромышленность наладила серийный выпуск
самолетов-истребителей с жидкостно-ракетными и турбореактивными
двигателями, способных развивать скорость 800 и более километров в час.
Велись также работы по созданию реактивных бомбардировщиков, разведчиков
и штурмовиков.
Появление реактивных самолетов означало новый этап в развитии
авиации. Дальнейший рост скорости самолетов с обычными поршневыми
двигателями сдерживался, с одной стороны, уменьшением КПД пропеллера, с
другой — резким ростом лобового сопротивления из-за влияния сжимаемости
воздуха на больших скоростях. Применение реактивных двигателей и
стреловидного крыла позволяло преодолеть эти препятствия и открывало
дорогу к достижению новых скоростей и высот.
В Советском Союзе, также как и в других странах, отлично понимали
важность использования немецких научно-технических достижений для
совершенствования военной техники, в том числе, авиационной. Особую
потребность в новейших разработках Советский Союз испытывал в связи с
тем. что в течение войны из-за необходимости массового выпуска боевой
авиационной техники многие экспериментальные перспективные работы,
которые начались еще до войны, были прекращены, конструкторские
коллективы расформированы. В обстановке поспешной эвакуации на восток
многие документы проектных разработок были утеряны или уничтожены. На
первых порах работа по изучению немецких научно-технических достижений
ограничивалась поиском документов, образцов техники и отправкой их в
СССР для дальнейшего исследования. В марте 1945 г. вышло постановление
ГКО о вывозе с немецких заводов документации и оборудования по
радиолокаторам для производства в СССР (в ЦКБ-17) опытных образцов
самолетной радиолокационной аппаратуры. Через месяц последовало решение
Комитета обороны «О посылке комиссии по вывозу оборудования и изучению
работы немецкого Ракетного Института в Пенемюнде». Руководителем
комиссии назначили начальника филиала НИИ-1 НКАП Ю.А. Победоносцева.
Для поиска и изучения немецкого научно-технического задела в
области авиации в конце апреля в Германию вылетела специальная комиссия
НКАП во главе с начальником Института самолетного оборудования
генерал-майором Н.И. Петровым. В ее состав входили представители ведущих
авиационных научных учреждений — зам. начальника ЦИАМ В.В. Владимиров,
зам. начальника ЦАГИ КН.Суржин, зам. начальника ВИАМ Р.С. Амбарцумян.
замначальника ЛИИ Д.Зосим, зам.начальника НИИ-1 Г.Н. Абрамович, научный
сотрудник этого института Б.Е.Черток, профессора ЦАГИ А.К. Мартынов и
К.А. Ушаков. «Задачей комиссии постановить: изъятие, сохранение в
целости и доставку в Москву германских опытных самолетов и моторов всех
типов, самолетного оборудования, агрегатов и всех обнаруженных
материалов, относящихся к их проектированию и постройке,
научно-исследовательских работ, лабораторных установок, аэродинамических
труб, приборного оборудования, библиотек и научных архивов. Комиссия
должна работать непосредственно на месте, сейчас же после занятия
советскими войсками соответствующих пунктов, научных центров и
промышленных районов Германии» — указывалось в постановлении
правительства.
В Берлине еще шли бои. когда члены комиссии приступили к осмотру
расположенных в городе и его окрестностях Авиационного
научно-исследовательского института (DVL), Всегерманского института
испытания материалов, опытного завода фирмы «Телефункен». занимавшегося
производством радиолокаторов, предприятий фирм «Хеншель», ВМW, «Сименс»,
«Аскания».
К наиболее ценным находкам следует отнести образцы реактивных
самолетов (Me 163, Me 262, Арадо 234С) и двигателей (Jumo 004, BMW 003),
полный комплект отчетов по испытаниям самолетов и их частей в
скоростной аэродинамической трубе DVL в 1939-1944 гг. (в том числе,
результаты продувок моделей реактивных истребителей «Мессершмитт»),
образцы самолетных и наземных радиолокационных установок, пилотируемый
вариант самолета-снаряда V-1, фюзеляж реактивного самолета Не-1б2,
стенды для испытаний ТРД BMW 003.
|
Категория: Все | Добавил: воин (18.02.2010)
|
Просмотров: 2221
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|