Неделю назад военные отметили День танкиста. Самое время вспомнить о главном подарке, который уже не первый год обещают сделать им уральские конструкторе – танке нового поколения Т-95.
История с новейшим и, конечно, совершенно секретным танком напоминает историю с российским истребителем пятого поколения. Не первый год звучат голоса о необходимости его создания, ведутся разговоры, даются обещания, намеки на использование принципиально новых технологий, но до сих пор никто (кроме разве что военных и самих разработчиков) его даже не видел. И внешний вид, и компоновка, и вооружение остаются тайной, лишь отдельные ее крохи просачиваются на публику – и их крайне сложно отфильтровать от многочисленных слухов.
Год назад главком Сухопутных войск РФ генерал армии Владимир Болдырев в большом интервью армейской газете «Красная звезда», обещал, что уже скоро его подопечные получат боевую машину, «сочетающую огневую мощь и защищенность обычного танка с подвижностью среднего».
Кроме того, известно, что «объект 195» (он же Т-95, хотя пока что это наименование чисто условно: индекс «Т» получают лишь уже принятые на вооружение машины) проектируется с расчетом стать основным танком нашей армии на ближайшие десятилетия, вплоть до 2040 г.: в нем изначально закладываются широкие возможности модернизации.
Действительно, работы по созданию «объекта 195» ведутся уже более 15-ти лет, и назрели они давно. Идеи и решения, которые используются в современной бронетехнике нашей армии, родились еще в 1950-60 гг., и весьма удачный Т-72 (как и Т-80 и Т-90) во многом не соответствуют требованиям современных – а тем более будущих войн.
Пришло время для нового, четвертого поколения танков. Такие проекты стали создаваться еще в 1990-е, одновременно разработчиками ведущих танкостроительных предприятий страны – в КБ питерского Кировского завода, в Омском КБ транспортного машиностроения, на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. Несмотря на шумиху, которую подняла в свое время пресса вокруг омского «проекта 640», даже окрестив его громко «Черным орлом», именно уральский вариант, видимо, и станет основой нового танка. Хотя бы потому, что шасси и сама компоновка 640-го стала, все-таки, продолжением той же линии Т-72 и Т-80.
Зато, по имеющимся данным, «проект 195» будет чем-то совершенно новым. Башня танка планируется полностью необитаемой, что позволяет сделать его силуэт исключительно низким и повышает безопасность экипажа. Вообще, по словам военных, защищенность его будет в 2,5-3 раза превосходить современные бронемашины.
В башне будет размещаться гладкоствольное 152-миллиметровое (по другим данным – 135 мм) орудие и специально разработанный новый автомат заряжания, ниже под ней – боекомплект, включающий кумулятивные, бронебойные и осколочно-фугасные заряды. Экипаж состоит из 2 человек: благодаря новой автоматике оператор-стрелок на борту не понадобится, и «три танкиста, три веселых друга» превратятся в «двух танкистов» - командира и механика-водителя. Люди расположатся в защищенной бронированной капсуле. Именно эта «лафетная» компоновка считается главным новшеством проекта.
По слухам, на «объекте 195» будет установлен и совершенно новый 1500-сильный (а то и более) Х-образный дизельный двигатель, что при весе примерно в 50 тонн может дать ему отличные ходовые характеристики: 75 км/ч по шоссе и более 50 км/ч по пересеченной местности.
И, разумеется, электроника. Танк должен комплектоваться активной системой защиты «Арена», постановщиками помех, современной системой управления огнем, датчиками обнаружения противника и так далее. Каким образом этого планируют добиться военные – непонятно, ведь даже на экспортные версии реально имеющихся танков устанавливаются некоторые электронные компоненты, которые приходится закупать за границей. Вообще, все эти замечательные цифры и описания – далеко не сам танк, а лишь слухи о танке. А в числе их можно отметить также установку некоей «электромагнитной» или «наэлектризованной» брони, а то и «создание силового поля» - об этих компонентах будущего танка всерьез пишут некоторые издания.
Осталось добавить, что еще 2 года назад начальник Управления вооружений Минобороны Николай Макаров утверждал, что «объект 195» уже проходит испытания и начнет поступать на вооружение в 2009 г. Это время наступило – а танк по-прежнему существует лишь в виде неподтвержденных официально цифр.