СУ-122/54 САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА 1954
Самоходная установка СУ-122 разрабатывалась на основе опыта
создания и боевого применения САУ в годы войны. Была создана в Омске в
1949 г. на базе шасси среднего танка Т-54 конструкторским бюро под
руководством И.С. Бушнева. В ходе разработки имела обозначение «Объект
600». Ведущим конструктором проекта являлся А.Е. Сулин. На вооружение
машина была принята в 1954 г. и серийно выпускалась в Омске в 1955–57
гг. Всего было изготовлено 77 машин.
СУ-122 относилась к типу закрытых САУ. Отделение управления было
совмещено с боевым отделением, поэтому все члены экипажа имели свободное
общение. В боевой рубке размещались командир машины, механик-водитель,
наводчик, правый и левый заряжающие.
Пушка Д-49 по характеристикам бронепробиваемости была равноценна
пушке тяжелого танка ИС-3. Она имела углы возвышения и горизонтального
наведения, равные 16 градусам. Для стрельбы с закрытых огневых позиций у
наводчика был установлен прицел с панорамой, а для стрельбы прямой
наводкой — телескопический прицел.
На вращающейся командирской башенке был смонтирован оптический
дальномер ТКД-09 с базой 900 мм. Боекомплект пушки составлял 35
выстрелов раздельного заряжания, а для облегчения работы заряжающих
использовался электромеханический досылатель. С целью уменьшения
загазованности боевого отделения сначала была применена продувка ствола
сжатым воздухом от комрессора, а затем впервые для 122-мм пушек —
эжекционная продувка.
С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ с пневматической
системой перезарядки, второй пулемет КПВТ был установлен в качестве
зенитного. Боекомплект пулеметов составлял 600 патронов.
Лобовой броневой лист корпуса и боевой рубки толщиной 100 мм был
сплошным и имел угол наклона от вертикали 51 градус. Бортовые листы
рубки толщиной 80 мм были наклонены под углом 26 градусов.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть с некоторыми
конструктивными изменениями были заимствованы у танка Т-54. В систему
воздушного запуска двигателя впервые в нашей стране был введен
компрессор АК-150В. Изменена конфигуpация внутpенних топливных баков,
вместо тpех наpужных — два. В связи со смещением центра тяжести машины
вперед было изменено взаимное расположение опорных катков.
ТТХ | СУ-122/54 |
Боевая масса, т | 36 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина с пушкой, мм | 9970 |
Длина корпуса, мм | 6000 |
Ширина, мм | 3270 |
Высота, мм | 2060 |
Броня, мм: | 20-100 |
Лоб корпуса и рубки | 100 |
Корма | 45 |
Борт | 80 |
Крыша и днище | 20 |
Скорость максимальная, км/ч: | 48 |
Запас хода по шоссе, км: | 400 |
|
Силовая установка | Вариант | Модель | Кол-во | Мощность,
л.с. |
|
| 1 | 520 |
|
Вооружение | Вариант | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект
/ 1 |
Пушка | 122 | Д-49 | 1 | 35 |
Пулемёт | 14,5 | КПВТ | 2 | 600 |
|
Дополнительная информация |
Страна-производитель | СССР |
Разрабочик |
|
Год принятия на вооружение | 1954 |
Кол-во выпущенных экземпляров | 77 |
|