Первые танки КВ поступили на вооружение в 20-ю тяжелую
танковую бригаду. К июлю 1940 года в ее составе числилось 10
КВ (№№У-0, У-2, У-3, У-11, У-12, У-13, У-14, У-15, У-16, У-17).
Машины постепенно осваивались танкистами, некоторые из
которых имели опыт боевых действий на этих танках,
приобретенный в ходе советско-финляндской войны.
В августе 1940 года все КВ из состава 20-й тяжелой танковой
бригады были переправлены в г. Львов и включены в состав
новосформированной 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса. В
это же время в состав 2-й танковой дивизии 3-го
механизированного корпуса, расположенного в районе
Вильно, отгружаются 13 новых КВ (из них 10 КВ-2 с установками
МТ-1). Кроме того, несколько танков направляются в учебные
заведения - Военную академию механизации и моторизации
(г. Москва), Ленинградские курсы усовершенствования
комсостава танковых войск и Саратовское танкотехническое
училище.
Всего по состоянию на 1 декабря 1940 года в Красной Армии имелось 130 танков КВ, а к 1 июня 1941 года - 504.
Из этого количества в эксплуатации находилось 75 КВ-1 (из
них 2 требовали среднего ремонта). Подготовка экипажей на
новые тяжелые танки часто велась на любых типах танков.
Например, 3 декабря 1940 года директивой начальника
Генерального штаба Красной Армии №5/4/370 предписывалось
«для обучения личного состава и сбережения материальной
части боевых машин отпустить, исключительно как учебные, на
каждый батальон тяжелых танков по 10 танкеток Т-27».
К началу войны танки КВ имелось в составе 2-й танковой
дивизии 3-го механизированного корпуса Прибалтийского
Особого военного округа (78 КВ) 4, 7-й танковых дивизиях
6-го механизированного (63 и 51 КВ соответственно), 29,
33-й танковых дивизиях 11-го механизированного (2 и 1 КВ
соответственно) корпусах Западного Особого военного
округа, 4-м механизированном (101 КВ), 8-м
механизированном (71 КВ), 15-м механизированном (64 КВ),
22-м механизированном (31 КВ) и 19-м механизированном (5
КВ) корпусах Киевского Особого военного округа, 2-м
механизированном (10 КВ) корпусе Одесского военного
округа, а также в Саратовском танкотехническом училище (19
КВ), Орловской танковой школе (8 КВ), Ленинградских курсах
усовершенствования комсостава танковых войск (6 КВ), в
Московской академии моторизации и механизации им.
Сталина (4 КВ) и Харьковском военном округе.
В первых же июньских боях 1941 года появление танков КВ для
частей Вермахта стало неприятным сюрпризом. Вот как
описывает столкновение с танками КВ из состава 2-й танковой
дивизии командир 41 -го танкового корпуса немцев генерал
Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Рассиняй):
«Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV,
приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо
перед противником, но большинство размещалось на флангах.
Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными
монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом.
Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя...
Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из
них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого
стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд.
То же самое случилось с немецкой 15-см пушкой, которая не
сумела быстро увернуться. Ее командир, когда увидел
приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним
огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба.
Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая
находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпушенных
снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный
молнией. «Он готов», - подумали артиллеристы с
облегчением. «Да, он готов», - сказал себе командир орудия.
Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он еще движется!» Без
всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он
приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в
землю, продолжал свой путь».
Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:
«КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла
огонь - безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к
противнику, который продолжал идти вперед. Несколько минут
нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но
безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды
отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации:
атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились
в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя
с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской
брони. Затем наша контратака оттеснила русских и
установила линию обороны у Василискис. Борьба
завершилась».
По воспоминаниям Д. Осадчего, командира роты танков КВ-1 в
2-й танковой дивизии, «23-24 июня, еще до вступления в бой,
многие танки КВ, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей.
Особенно большие проблемы были с коробкой передач и
воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики
пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять
через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в
бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В
результате, к середине дня большинство машин в этих ротах
поломалось».
Печальна судьба КВ из состава 6-го механизированного
корпуса Западного Особого военного округа. Практически
не сумев сделать по противнику ни одного выстрела, эти КВ
из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими
экипажами, либо просто брошены.
Более активно действовали танки КВ на Юго-Западном фронте.
Но и здесь основные потери этих машин были не от огня
противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия
запасных частей и технических неисправностей.
Из доклада командира 32-й танковой дивизии 4-го
механизированного корпуса боевых действиях с 22 июня по
14 июля 1941 года (к началу войны дивизия имела 49 КВ):
«Отсутствовали ремонтные и эвакуационные средства для
танков КВ. Наличие тракторов «Ворошиловец» не обеспечило
эвакуацию, тракторы для буксировки КВ выходили из строя от
перегрузки. Очень часто проходила буксировка танка танком,
и через 10-15 км буксирующий танк тоже выходил из строя
(отказывало сцепление, не включались скорости, портились
бортовые фрикционы). Танки КВ (из этого опыта) можно
буксировать трактором «Ворошиловец» только по дорогам. На
пашне, на торфянике или болотистой местности танк КВ можно
буксировать только двумя тракторами...
Большие потери боевой материальной части (особенно танков
КВ) объясняются главным образом тем, что скоростные марши
совершались без всяких технических осмотров и
профилактических ремонтов до 75-100 км в сутки. Кроме того,
водительский состав не имел достаточного опыта и навыков по
эксплуатации машин на марше...
Броня наших танков 37-мм пушками немцев не пробивается; были
случаи, когда танк КВ имел до 100 попаданий, но броня не была
пробита».
Из доклада командира 10-й танковой дивизии 15-го
механизированного корпуса о боевых действиях соединения
с 22 июня по 1 августа 1941 года (к началу войны дивизия
имела 63 КВ):
«По своему техническому состоянию танки КВ и Т-34, все без
исключения, были новыми машинами и к моменту боевых
действий проработали до 10 часов (прошли в основном
обкатку), и лишь незначительная часть этих машин имела работы
до 30 моточасов (машины учебно-боевого парка)...
В основном танки КВ и Т-34 имеют высокие боевые качества:
крепкую броню и хорошее оружие. На поле боя танки КВ
приводили в смятение танки противника и во всех случаях его
танки отступали.
Бойцы и командиры дивизии о наших танках говорят, как об
очень надежных машинах. Наряду с этими качествами машины
имеют следующие дефекты:
По танку КВ:
а) При попадании снаряда и крупнокалиберных пуль
происходит заклинивание башни в погоне и заклинивание
бронированных колпаков.
в) Главные и бортовые фрикционы выходят из строя...
Эвакуация боевых машин с поля боя проводилась исключительно
танками в очень тяжелой обстановке под прикрытием
боеспособных машин. Боеспособный танк КВ, буксируя аварийный
танк и не имея запаса мощности, нередко сам выходил из строя».
Судьбу танков КВ этой дивизии можно узнать из сохранившейся
«Ведомости потерь боевой материальной части с 22 июня по 1
августа 1941 года»:
«Разбито на поле боя - 11;
Не вернулось с экипажами с поля боя после атаки - 11;
Осталось с экипажами в окружении противника из-за
технической неисправности или отсутствия
горюче-смазочных материалов - 2;
Уничтожено на сборных пунктах аварийных машин в связи с невозможностью эвакуировать при отходе - 7;
Оставлено при отходе части по техническим неисправностям и
невозможности восстановить и эвакуировать - 22;
Застряло на препятствиях с невозможностью извлечь и эвакуировать - 3;
Всего - 56».
Обобщенные выводы по использованию танков (в том числе и КВ)
содержались в докладе начальника автобронетанкового
управления Юго-Западного фронта начальнику ГАБТУ КА от 3
июля 1941 года. Там, в частности, сказано следующее:
«Отсутствие средств эвакуации, запасных частей для КВ и Т-34,
наличие заводских дефектов, неосвоенность эксплуатации,
недостаточная обученность личного состава, слабая разведка
противника в противотанковом отношении, систематические
бомбардировки на марше, в районах сосредоточения и в
наступлении, при большой маневренности 800-900 км без
прикрытия нашей авиацией, отсутствие взаимодействия с
артиллерией, на почти танконедоступной
лесисто-болотистой местности, упорное сопротивление со
стороны преобладающего противника и отсутствие
бронебойных снарядов для КВ и Т-34 - привело
механизированные корпуса к огромным потерям и к
небоеспособности с оставшейся в наличии материальной
частью...
Отмечаю хорошую работу 4, 8 и 15-го механизированных
корпусов, где имелись случаи, когда один танк КВ выводил из
строя до 10-14 танков противника».
Сведения о причинах выхода из строя КВ на Юго-Западном фронте
можно узнать из «ведомости на потери боевой материальной
части мехкорпусов Юго-Западного фронта с 22 июня по 1
августа 1941 года»:
«Отправлено в ремонт на заводы промышленности - 2 (4-й мехкорпус);
Оставлено на месте расквартирования частей - 10 (2 в 4-м
мехкорпусе, 6 в 8-м мехкорпусе, 2 в 19-м мехкорпусе);
Отстало в пути и пропало без вести - 24 (8 в 4-м мехкорпусе,
10 в 8-м мехкорпусе, 5 в 15-м мехкорпусе, 1 в 19-м мехкорпусе);
Передано в другие части - 1 (4-й мехкорпус);
Безвозвратные потери - 177 (73 в 4-м мехкорпусе, 28 в 8-м
мехкорпусе, 52 в 15-м мехкорпусе, 2 в 19-м мехкорпусе, 22 в
22-м мехкорпусе)».
Всего по состоянию на 1 августа в частях Юго-Западного фронта
имелось 7 боеспособных КВ - 1 в 22-м мехкорпусе и 6 в 8-м
мехкорпусе.
Таким образом видно, что несмотря на мощную броню,
вооружение и героизм отдельных экипажей, танки KB не
сыграли в летних боях 1941 года никакой существенной роли.
Основная часть этих машин вышла из строя по техническим
причинам, из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия
запасных частей, средств эвакуации и ремонта. Кроме того,
немцы, выяснив что бороться обычными противотанковыми
средствами в KB невозможно, с успехом использовали против
этих танков 88-мм зенитные орудия Flak36. Тем более, полное
господство в воздухе позволяло использовать для борьбы с
танками все дивизионы ПВО.
Большие потери в тяжелых танках вынудили командование
Красной Армии принять ряд жестких мер по улучшению из
использования. Например, 29 июля 1941 года начальник
управления автобронетанковых войск Северо-Западного
фронта полковник Полубояров своим приказом требовал от
командиров танковых частей «предоставить подробное
донесение и материалы расследования по каждому танку:
где, при каких обстоятельствах и в каком состоянии оставлены
на территории противника Т-34 и KB...
К полному уничтожению не могущих быть эвакуированными
танков KB прибегать лишь в случае, когда использованы все
средства для их эвакуации».
Аналогичное распоряжение было отдано командующим
Резервным фронтом генералом армии Г. Жуковым в приказе №005
от 21 августа 1941 года:
«Командирам танковых соединений и частей резко повысить
ответственность командиров танковых частей и
подразделений за каждый потерянный танк, тем более не
допускать оставления их в руках противника; не вводить в бой
танки КВ и Т-34 с плохо подготовленными экипажами,
организуя доподготовку последних при каждой возможности».
Однако, даже такие меры не помогали. Примером тому могут
послужить боевые действия 7-го механизированного корпуса
Западного фронта в районе Полоцка в июле 1941 года. Перед
войной корпус располагался в Московском военном округе. В
первые дни войны части корпуса перебрасываются на Западный
фронт. 30 июня в состав корпуса поступают 44 новых танка КВ
(из них 18 КВ-2), прибывших прямо с завода. После разгрузки,
при следовании со станции к месту дислокации (всего 5 км)
«из-за неопытности механиков-водителей на 7 танках сразу же
были сожжены главные фрикционы». Для ремонта танков, в
срочном порядке из Ленинграда самолетом была направлена
бригада рабочих с запасными частями.
7 июля части корпуса перешли в наступление. В результате
последующих боев, к 26 июля все КВ (кроме одного КВ-2) были
потеряны, причем 7 из них застряли в болоте, а 3 были
подорваны экипажами из-за поломок.
Довольно много КВ было и в составе 1-й танковой дивизии,
действовавшей под Красногвардейском. Именно здесь совершила
свой подвиг рота старшего лейтенанта Зиновия Колобанова,
подбившая за один день 42 немецких танка. В журнале военных
действий дивизии об этих боях сказано следующее: «19 августа
1941 года в районе Б. Борница рота Колобанова уничтожила 42
танка, из них экипаж старшего лейтенанта Колобанова - 22,
экипаж лейтенанта Сергеева - 8, экипаж лейтенанта
Евдокименко - 4, экипаж лейтенанта Ласточкина - 4...
Колобанов подпустил к себе немецкую танковую колонну на
150-200 м, а лейтенант Евдокименко расстрелял ее с расстояния
100 м.
Там же механик-водитель Иовлев протаранил два средних танка
противника, а водитель Сидиков в районе Черницы протаранил
средний танк».
На других участках советско-германского фронта действия КВ
были еще менее активными, так как количество потерянных в
боях танков росло быстрее, чем поступление их с заводов
промышленности - Кировский завод был в блокаде, в выпуск КВ в
Челябинске еще только разворачивался.
Тем не менее, в немецких документах осени 1941 года встречаются донесения об эффективных атаках КВ.
Так, 2 ноября командующий 4-й полевой армией фельдмаршал
Клюге доложил в штаб группы армий «Центр» о столкновении,
частей 34-й пехотной дивизии с тяжелыми советскими
танками, произошедшем 13 октября. В донесении отмечалось,
что по этим танкам было выпущено большое количество
бронебойных снарядов, а также снарядов калибра 105 мм,
однако, бронированные машины «...уничтожив 3 легкие полевые
гаубицы, 7 средних и одну легкую противотанковые пушки...
отошли назад... Несмотря на многочисленные попадания
бронебойных снарядов, в том числе и в башню, вражеские танки
недостаточно быстро выводятся из строя и не пробиваются
насквозь... В случае атаки большого количества таких танков
мы могли бы потерпеть локальное поражение...».
Однако к концу 1941 года большая часть КВ-1 с пушками Ф-32 и
Л-11, а также почти все КВ-2 (за исключением нескольких
машин), были потеряны. Правда, отдельные КВ ранних выпусков
(до ноября 1941 года), судя по фотографиям, встречались на
фронте до лета 1942 года. Под Ленинградом эти машины воевали
до весны 1944 года.
Первые челябинские танки КВ-1 (с пушками ЗиС-5) приняли
участие в боях под Москвой осенью 1941 года. Учитывая тяжелую
обстановку на подступах к столице. Ставка ВГК приняла
решение направлять большую часть новых тяжелых танков для
обороны Москвы. Согласно существующим штатам, в составе
танковых бригад имелась рота тяжелых танков КВ - семь
(бригады, сформированные по штатам №010/78 от 23 августа 1941
года и 010/87 от 13 сентября 1941 года) или десять машин (штат
№010/306 от 9 октября 1941 года). Кроме того, в составе
отдельных танковых батальонов имелась рота танков КВ -
десять машин.
В начале 1942 года из-за больших потерь в танках и низкого
качества изготовления КВ, по распоряжению И. Сталина
количество тяжелых танков в бригадах было сокращено. Н.
Бирюков, занимавший в годы войны пост члена Военного
совета ГАБТУ КА, рассказывает об этом так:
«12 февраля 1942 года. 23 ч 50 мин позвонил тов. Сталин и
сказал, что мы даем в бригады КВ, а они на фронте стоят, не
ходят. Нельзя ли давать в бригаду вместо десяти - 7 КВ или
даже 6 КВ? КВ нужно поберечь у себя. Это лучше, чем они стоят у
них. Я предложил давать 5 КВ. Тов. Сталин сказал: «Хорошо.
Давайте так делать». Уже 14 февраля на фронт убыла 78-я
танковая бригада, имевшая 5 КВ и 22 Т-34, а затем еще несколько
бригад аналогичной организации.
Помимо новосформированных танковых бригад и батальонов,
танки КВ направлялись непосредственно в распоряжение
командующих бронетанковыми и механизированными
войсками фронтов для пополнения частей, уже находящихся в
боях. Например, в мае 1942 года для пополнения войск было
отгружено 28 КВ Брянскому, 20 Калининскому, 30 Крымскому
фронтам и 40 Юго-Западному направлению.
В начале июля 1942 года по личному распоряжению И. Сталина
началось формирование отдельных танковых батальонов (по 15
машин) и отдельных танковых рот (по 10 машин),
укомплектованных КВ. 6-7 июля два таких батальона направили
под Воронеж, 12 отдельных рот - в 40 и 6-ю резервную армии, а 11
июля 8 рот ушли в распоряжение командующего 62-й армией
генерала Колпакчи.
Кроме того, летом 1942 года было сформировано как минимум
две танковых бригады, полностью укомплектованных КВ - 133 и
217-я, которые успешно действовали на Сталинградском
направлении, но понесли тяжелые потери.
Формирование отдельных подразделений из КВ объяснялось
прежде всего тем, что они при маршах значительно отставали от
Т-34 и Т-70, которые также входили в состав танковых бригад.
Вместе с тем, как танк поддержки пехоты КВ не имел себе равных -
толстая броня и большой силуэт позволяли пехотинцам
надежно укрываться за танком в ходе атаки. Кроме того, при
движении на первой передаче скорость КВ была такой же, как у
шедших в атаку солдат.
При грамотном использовании КВ могли успешно бороться и с
немецкими танками. Например, командир взвода 158-й танковой
бригады Юго-Западного фронта Д. Шолохов 30 июля 1942 года в
районе населенного пункта Нестерное уничтожил на своем КВ 8
танков противника, а командир КВ 15-й танковой бригады С.
Коновалов, прикрывая отход товарищей у хутора
Нижнемитякин Ростовской области, остановил вражескую
колонну, уничтожив 16 танков, 2 бронеавтомобиля и 8
автомашин.
В августе 1942 года экипаж КВ «Ленин» гвардии старшего
лейтенанта И. Паршкова 57-й гвардейской танковой бригады в
бою за деревню Рыкалово уничтожил два немецких танка. В ходе
боя КВ Паршкова был подбит. Заняв оборону около танка и
замаскировав машину, экипаж в течение шести суток
удерживал занятый рубеж, уничтожив три танка, четыре
противотанковых орудия и до сотни немецких солдат.
Следует сказать, что несмотря на низкую надежность агрегатов
КВ при грамотной эксплуатации и наличии запасных частей
можно было эксплуатировать эти машины достаточно долго.
Генерал-майор И. Вовченко, прибывший на фронт для
определения качества тяжелых танков осенью 1942 года,
написал:
«...В руках опытных водителей танк КВ отработал в походе и в
бою по пять тысяч часов, машины прошли без ремонта мотора по
три тысячи километров. Это почти в три раза больше, чем
предусмотрено техническими условиями эксплуатации
танков. Семьдесят снарядных вмятин на броне и три тысячи
пройденных километров! На этих танках можно дойти до Берлина
без ремонта».
И тем не менее, на втором годе войны у многих советских
танковых командиров сложилось довольно негативное мнение о
боевых качествах КВ. Например, вызванный в сентябре 1942
года в Ставку генерал-майор танковых войск М. Катуков на
вопрос Сталина о танках ответил, что танки Т-34 полностью
оправдывают свое назначение, а тяжелые танки КВ
неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с
трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и
вооружение их не отличается от средних танков - та же 76-мм
пушка. Вот если бы на КВ пушка была бы посильнее, тогда другое
дело.
К концу 1942 года большая часть танков КВ-1 была потеряна.
Главным образом они оставались в составе частей на фронтах,
не ведущих активных боевых действий - Ленинградском,
Волховском, Карельском. Небольшое количество КВ-1
участвовало в боях на Курской дуге летом 1943 года, а
отдельные танки воевали до осени 1944 года.
Помимо обычных танков, КВ-1 активно использовались в
качестве тягачей для эвакуации подбитых и застрявших боевых
машин. С них снималась башня, погон закрывался броневым
листом, а сама машина комплектовалась буксирными тросами,
различными блоками и полиспастами. Такие тягачи,
именовавшиеся в армейских документах КВ-Т (тягач),
оказались очень эффективными и могли работать под огнем
противника. Обычно они включались в состав эвакуационных
рот, танковых бригад, танковых полков прорыва, тяжелых
самоходно-артиллерийских полков и тяжелых танковых полков.
Изготовление КВ-Т (а вернее - переделка) осуществлялась на
ремонтных базах или силами самих танковых частей. Они
использовались в войсках до конца войны, а некоторые и после
ее окончания.
Некоторое количество трофейных КВ использовалось частями
Вермахта. Судя по фотографиям, на некоторых из них, для
улучшения обзорности, устанавливали командирские башенки
от немецких танков Pz.III и Pz.IV.
Один КВ-1 (с дополнительным бронированием) осенью 1941 г. был
захвачен финнами в районе Петрозаводска. С весны
следующего года этот танк использовался финской армией и был
выведен из эксплуатации только в конце 1954 г.