Танк КВ-1 имел классическую компоновку с кормовым
расположением трансмиссии. Внутри корпус танка был разделен
на четыре отделения: управления, боевое, моторное и
трансмиссионное.
Отделение управления располагалось в носовой части танка.
В нем находились сиденья механика-водителя (в центре) и
стрелка-радиста (слева). Слева от сиденья стрелка-радиста
размещалась радиостанция, а за ней - четыре аккумуляторные
батареи. В середине лобового броневого листа корпуса
имелся смотровой люк механика-водителя, закрывавшийся
броневой крышкой со смотровой щелью с триплексом. Справа от
механика-водителя в крыше корпуса устанавливался
зеркальный смотровой прибор. Перед стрелком-радистом в
лобовом листе располагалась шаровая установка курсового
пулемета (у первых серийных КВ курсовой пулемет
отсутствовал). Над сиденьем стрелка-радиста в крыше корпуса
танка был сделан входной люк, закрывавшийся откидной
броневой крышкой. Вдоль лобовой брони укладывались баллоны
со сжатым воздухом, предназначенные для аварийного запуска
двигателя. Там же находились органы управления танком:
педаль главного фрикциона, педаль газа, рычаг переключения
передач (кулиса), рычаги управления бортовыми
фрикционами, контрольно-измерительные приборы и
электрооборудование (спидометр, тахометр, указатель
топлива, манометр масла, указатель температуры в системе
охлаждения, амперметр и вольтметр и пр.).
Боевое отделение занимало среднюю часть машины. В нем
занимали места командир танка, одновременно исполняющий
обязанности заряжающего (справа от пушки), наводчик или,
используя терминологию того времени, башенный стрелок
(слева от пушки), а также младший механик-водитель, который
обслуживал пулемет в задней нише башни, помогал командиру
танка заряжать орудие и при необходимости менял
механика-водителя. Над боевым отделением на шариковой
опоре монтировалась башня, в ней устанавливалось
вооружение и хранилась часть боекомплекта. Вдоль бортов
боевого отделения размещались топливные и масляный баки,
на днище - часть боеукладки и ВКУ. Для наблюдения за полем боя
в крыше башни по бортам и в кормовой части устанавливались
зеркальные смотровые приборы. Кроме того, в бортах башни
имелись смотровые щели со стеклоблоками. Для посадки
экипажа в крыше башни предусматривался входной люк,
закрывавшийся броневой крышкой. На части машин на основании
люка располагалась турель для установки запасного
пулемета для стрельбы по воздушным целям.
Моторное отделение шло за боевым и отделялось от него
разборной перегородкой. В отделении устанавливались
двигатель, водяные и масляные радиаторы и
воздухоочиститель. Перегородка, отделявшая моторное
отделение от боевого, имела два люка, предназначавшиеся для
доступа к двигателю из боевого отделения танка. В верхних
створках люков были смонтированы иллюминаторы для
наблюдения за двигателем.
Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части
танка и отделялось от моторного специальной перегородкой,
в которой крепился кожух вентилятора. Кроме того, в
перегородке имелись дверцы для доступа к
воздухоочистителю. В этом отделении размещались агрегаты
трансмиссии и электростартер.
Корпус
Корпус танка представлял собой жесткую сварную коробку из
катаных гомогенных броневых листов толщиной от 30 до 75 мм.
Для обеспечения жесткости корпуса применялись угольники и
накладки, в наиболее ответственных местах швы усиливались
гужонами.
Носовая часть корпуса состояла из верхнего, среднего и
нижнего броневых листов, изготовленных из гомогенной брони
толщиной 75, 40 и 75 мм соответственно. Начиная с июля 1941
года верхний и нижний лобовые листы были усилены за счет
приварки к ним накладных броневых листов толщиной 25 мм. В
верхнем лобовом листе имелись два выреза: один - под смотровой
люк механика-водителя, второй - под установку курсового
пулемета. На среднем лобовом листе слева находился вырез
под установку антенного ввода, прикрытого приварным
броневым стаканом. На нижнем лобовом листе приваривались
два буксирных рыма.
Борт корпуса изготавливался из одного вертикального
броневого листа, в котором имелось шесть отверстий для
прохода осей балансиров, шесть кронштейнов с площадками для
крепления резиновых упоров, ограничивавших ход
балансиров вверх, а также отверстия для крепления трех
кронштейнов поддерживающих катков. В передней части
каждого бортового листа был приварен кронштейн кривошипа
направляющего колеса, а в задней части имелось отверстие для
установки бортового редуктора. Начиная с июля 1941 года в
районе боевого отделения к бортам корпуса приваривались
накладные броневые листы толщиной 25 мм.
Корма корпуса состояла из верхнего (60 мм) и нижнего (75 мм)
броневых листов, между которыми был расположен карман для
выхода воздуха. К нижнему кормовому листу приваривались
два буксирных рыма. С начала 1942 года на части
бронекорпусов верхний броневой лист стал изготавливаться
прямым, а не гнутым.
Крыша корпуса состояла из трех частей - крыши над боевым
отделением, крыши над моторным и крыши над трансмиссионным
отделениями. Крыша над боевым отделением была
изготовлена из 40-мм броневого листа, в котором находился
круглый вырез для установки нижнего погона опоры башни. На
съемной броневой крышке моторного отделения толщиной 30 мм
имелись люк для доступа к двигателю, два выхлопных патрубка,
два отверстия для входа охлаждающего воздуха и люк для
заправки воды в заливной бачок системы охлаждения. В крыше
трансмиссионного отделения было два люка,
предназначавшихся для доступа к механизмам трансмиссии.
Для защиты погона башни на крыше корпуса приваривались броневые планки высотой до 80 мм и толщиной 40 мм.
Днище сваривалось встык из двух броневых листов. В передней
части корпуса оно имело большую толщину брони (40 мм), чем в
задней (30 мм). В передней части днища, за сиденьем
механика-водителя, располагался запасной (аварийный) люк.
В задней части днища выполнялись четыре отверстия для слива
масла и воды и один подмоторный люк.
Башня
Башня - клепано-сварная, граненая, в плане близкая к форме прямоугольника, с кормовой нишей.
Часть танков, начиная с ноября 1941 года, оснащалась литыми
башнями. Толщина броневых листов сварной башни составляла
75 мм, литой - 82 мм (у так называемой «утяжеленной» башни -
110 мм). Корытообразная бронировка пушки и спаренного с ней
пулемета была закрыта снаружи броневой маской толщиной 90
мм. В кормовом листе делался вырез под установку шаровой
опоры пулемета.
В бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками, по
одному с каждого борта, а под ними - отверстия для стрельбы
из револьвера. Отверстия закрывались коническими
броневыми пробками, которые выталкивались из отверстия
наружу вручную и втягивались обратно с помощью стального
троса.
В крыше башни имелся круглый входной люк, закрывавшийся
броневой крышкой. Конструкция входных люков и люков над
трансмиссионным отделением была одинаковой, за
исключением входного люка башни, по окружности которого
монтировалась турель для зенитного пулемета. Нижняя опора
турели приклепывалась к крыше башни, а верхняя, на которой
монтировались крышка люка и уравновешивающее устройство,
вращалась по нижней опоре на шариках.
В передней части крыши находились броневые колпаки прицела
ПТ-6 и танковой командирской панорамы ПТК (2,5-кратное
увеличение, поле зрения - 26 град), а между ними
располагался броневой колпак вентиляционного люка. По
бокам и в кормовой части крыши башни были размещены
броневые козырьки зеркальных смотровых приборов.
На захватах опоры башни крепились три сиденья (для командира
танка, наводчика и заряжающего) и два стопора башни.
Захваты предназначались для удержания башни от
опрокидывания при стрельбе из пушки, а также при движении
танка на подъемах, спусках и при крене.
С левой стороны орудия на верхнем погоне опоры башни был
смонтирован механизм поворота башни с ручным и
электромеханическим приводом (первые 120 танков,
выпущенные до ноября 1940 года, имели только ручной привод).
Вращение башни осуществлял электромотор МБ-20 мощностью
1350 Вт. Механизм вращения имел три скорости. На самой быстрой
скорости башня поворачивалась за секунду на 10-12 град
(позднее только 5 град), то есть полный оборот башня совершала
за 70 секунд. Наводчик мог вращать башню с помощью маховика,
расположенного у левой руки.
Внутри башни, в передней части правой стены находилась
распределительный щиток и телефон внутренней связи ТПУ.
Слева находился ТПУ наводчика. Электропроводка в башне
соединялась с бортовой сетью с помощью специального
вращающегося контакта.
Вооружение
На танках КВ-1 ранних выпусков устанавливалась 76-мм пушка
обр. 1938/39 г. Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра и начальной
скоростью бронебойного снаряда 612 м/с. Вертикальная
наводка - от -7° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой
полуавтоматический затвор с устройством для отключения
полуавтоматики. Особенностью пушки Л-11 являлись
оригинальные противооткатные устройства, в которых
жидкость компрессора непосредственно контактировала с
воздухом накатника.
С января 1941 года на КВ-1 устанавливалась 76-мм пушка Ф-32
обр. 1939 г. с длиной ствола 31,5 калибра. Начальная скорость
бронебойного снаряда - 613 м/с. Вертикальная наводка - от
-5° до +25°. Затвор клиновой с полуавтоматикой
механического копирного типа. Тормоз отката -
гидравлический, накатник - гидропневматический. Длина
отката - 450 мм. Уравновешивание пушки осуществлялось с
помощью груза, размещавшегося на кронштейне
гильзоулавливателя.
С октября 1941 года на КВ-1 устанавливалась 76-мм пушка ЗиС-5
обр. 1941 г. с длиной ствола 41,5 калибра. Начальная скорость
бронебойного снаряда - 680 м/с. Масса пушки - 1155 кг.
Предельная длина отката - 390 мм, вертикальная наводка - от
-5° до +25°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой
механического копирного типа. Противооткатные
устройства пушки состояли из гидравлических тормоза
отката и накатника и располагались под стволом. Пушка ЗиС-5
отличалась от танковой пушки Ф-34 конструкцией люльки,
устройством и креплением бронировки, конструкцией
механизма крепления орудия по-походному и тягой к
перископическому прицелу В остальном устройство обеих
пушек и применяемые боеприпасы были одинаковы.
Выстрел из пушки производился с помощью ножного и ручного механических спусков.
Танк вооружался четырьмя пулеметами ДТ. Один пулемет был
спарен с пушкой, второй - кормовой, третий - курсовой,
четвертый - запасной. Курсовой пулемет ДТ устанавливался в
шаровой опоре, располагавшейся в лобовом листе корпуса
танка перед стрелком-радистом и обеспечивавшей
горизонтальные углы обстрела в секторе до 30°, а по
вертикали - от -5° до +15°. Пулеметная установка кормового
пулемета ДТ позволяла стрелять в горизонтальной плоскости
в секторе 30°, а по вертикали - ±15°. Запасной пулемет ДТ с
прицелом П-40 укладывался на левом борту отделения
управления. В случае необходимости он мог быть установлен на
крыше башни на турельной зенитной установке, которой
оснащалась часть танков.
Для ведения стрельбы из пушки Л-11 применялись
телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный
прицел ПТ-6; из пушки Ф-32 - телескопический прицел ТОД-8 и
перископический панорамный прицел ПТ-6; из пушки ЗиС-5 -
телескопический прицел ТМФД-7 и перископический
панорамный прицел ПТ-4-7. На части танков вместо этих прицелов
устанавливались телескопические прицелы 9Т-7, 10Т-7 или
10Т-13 и перископический ПТ-4-13. Прицелы ПТ-6 и ПТ-4-7 имели
сетку с шагом 200 м, откалиброванную до 3600 м для
бронебойного боеприпаса, до 2100 м для
осколочно-фугасного боеприпаса и до 1000 м для спаренного
пулемета. Телескопические прицелы ТОД-6, позднее 9Т-7,
10Т-7, ТМФД-7 и ТМФТ имели 2,5-кратное увеличение.
Для стрельбы из пушек Л-11, Ф-32 и ЗиС-5 использовались
унитарные патроны от дивизионных пушек обр. 1902/30 г. и обр.
1939 г. и от полковой пушки обр. 1927 г.:
- с осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (стальной ОФ-350 и сталистого чугуна ОФ-350А) и взрывателем КТМ-1;
- с фугасной гранатой старого русского образца (Ф-354) и взрывателями КТ-3, КТМ-3 или 3ГТ;
- с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП) и взрывателем МД-5;
- с бронепрожигающим (кумулятивным) снарядом (БП-353А) и взрывателем БМ;
- с пулевой шрапнелью (Ш-354 и Ш-354Т) и шрапнелью Гартца (Ш-354Г), с трубками - 22-секундной или Т-6;
- со стержневой шрапнелью (Ш-361) и трубкой Т-3УГ;
- с картечью (Ш-350).
Бронебойный
БР-350А (масса 6,30 кг) с трассером и небольшим разрывным
зарядом (0,15 кг). Взрыватель МД-5. Начальная скорость 662 м/с.
На дистанциях 100, 500 и 1000 м снаряд пробивал броню толщиной
70, 65 и 54 мм, соответственно.
Осколочно-фугасный ОФ-350 (масса 6,20 кг), масса разрывного
заряда 0,64 кг, взрыватель КТМ-1 двойного действия, начальная
скорость 680 м/с.
Кумулятивный БП-353А (масса 3,94 кг, начальная скорость 325
м/с). На дистанциях до 1000 м снаряд пробивал броню толщиной
75 мм.
В октябре 1943 года был принят на вооружение и стал включаться
в боекомплект танка КВ-1 унитарный патрон с подкалиберным
бронебойно-трассирующим снарядом БР-354П.
В танках выпуска 1940 года с пушкой Л-11 боекомплект состоял
из 111 выстрелов. В боекомплект танка с пушками Ф-32 и ЗиС-5
входили 114 выстрелов, 3024 патрона (48 дисков) к пулеметам и
25 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к пушке размещался в
снарядных укладках по бортам кормовой ниши башни (10
выстрелов), в кассетах (6 выстрелов) на бортах корпуса и в 44
ящиках (чемоданах) по два выстрела в каждом - на днище
боевого отделения. Стеллажи для укладки дисков к пулеметам
ДТ размещались в отделении управления (по правому и левому
борту), на правом борту и в кормовой нише башни. Практическая
скорострельность пушки при использовании выстрелов из
башенной укладки составляла 5-7 выстр./мин, а из укладки на
полу - 1 выстр./мин.
Двигатель и трансмиссия
На танке КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный
бескомпрессорный дизель В-2К. Максимальная мощность
двигателя - 600 л.с. при 2000 об/мин, эксплуатационная - 500
л.с. при 1900 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой
группы - 180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались
V-образно под углом 60°. Степень сжатия 15-15,8. Масса сухого
двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов
- 750 кг. Двигатель имел 100-часовую гарантию, но в боевых
условиях ремонтировать приходилось чаще.
Топливо - дизельное, марки ДТ (летнее и зимнее) или газойль
марки «Э»; подавалось принудительно, с помощью
двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Общая
заправочная емкость топливных баков составляла 600-615 л.
Два бака устанавливались у правого борта корпуса танка:
передний - в отделении управления, задний - в боевом
отделении. Заправочная емкость переднего бака равнялась
230-235 л, заднего - 235-240 л. Третий бак емкостью 135-140 л
устанавливался у левого борта корпуса танка в боевом
отделении. Для увеличения запаса возимого топлива в
конце лета 1941 года на надгусеничных полках танков начали
устанавливать от трех до пяти дополнительных топливных
баков. На танках производства ЛКЗ баки имели прямоугольную
форму, а ЧКЗ - цилиндрическую. Наружные топливные баки к
системе питания двигателя не подключались.
Система смазки - циркуляционная, под давлением.
Циркуляцию масла обеспечивал шестеренчатый
трехсекционный масляный насос. Емкость масляного бака - 60
л. Для смазки двигателя применялись авиационные масла: МК и
МС - летом и МЗС - зимой.
Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с
принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, трубчатых,
установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его
сторону, общей емкостью 55-60 л.
Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя,
танк оборудовался центробежным воздухоочистителем типа
«Помон» с масляной ванной и проволочным фильтром (канителью).
Пуск двигателя осуществлялся с помощью двух
электростартеров СМТ-4628 мощностью 4,4 кВт каждый или сжатым
воздухом из двух воздушных баллонов. С конца 1941 года на КВ-1
вместо двух стартеров СМТ-4628 стал устанавливаться один
стартер СТ-700 мощностью 11 кВт.
Механическая трансмиссия состояла из многодискового
главного фрикциона сухого трения ферродо по стали,
пятиступенчатой двухвальной коробки передач,
многодисковых бортовых фрикционов сухого трения сталь по
стали с ленточными плавающими тормозами и двух планетарных
двухрядных бортовых редукторов.
Коробка передач обеспечивала 5 передач вперед и одну
назад, не имела синхронизации. Передаточные числа: 1-я
(пониженная) передача 4,86, 1-я передача 2,6, 2-я передача
1,6, 3-я передача 1,05, 4-я передача 0,584, задняя передача
3,24. При эксплуатационном режиме двигателя танк развивал
следующую скорость: 1-я (пониженная) передача - 3,7 км/ч, 1-я
передача - 6,8 км/ч, 2-я передача - 11,2 км/ч, 3-я передача -
16,9 км/ ч, 4-я передача - 30,4 км/ч, задний ход - 5,5 км/ч.
Максимальная скорость - 34 км/ч.
Ходовая часть
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из
шести опорных катков малого диаметра с внутренней
амортизацией и трех обрезиненных поддерживающих катков. С
июля-августа 1941 года на ЧКЗ был организован выпуск литых
опорных и поддерживающих катков без амортизации.
Натяжение гусениц обеспечивали направляющие колеса,
оснащенные механизмом натяжения. Для КВ-1 были
разработаны сдвоенные опорные катки диаметром 590 мм и
шириной 2x110 мм, имевшие внутренний амортизатор. После
начала войны из-за резкого увеличения производства, а
также в связи с дефицитом импортного каучука, вместо катков
с внутренней амортизацией на танки начали ставить
цельнометаллические литые катки диаметром 600 мм.
Существовало несколько вариантов катков, отличавшихся
друг от друга рисунком усиливающих ребер.
Поддерживающие катки у танков довоенного выпуска имели
резиновый бандаж, после начала войны их заменили
цельнометаллическими литыми.
Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная.
Ведущее колесо состояло из литой ступицы и двух литых
съемных венцов с 16 зубьями каждый. Направляющее колесо
устанавливалось на оси кривошипа винтового механизма
натяжения гусеницы.
Цельнометаллические гусеницы танка КВ имели ширину 700 мм
и включала 87-90 траков при шаге 163 мм. Каждая гусеница
состояла из одношкворневых траков с одним центральным
гребнем, проходящим между половинами опорного катка и
предотвращающим соскальзывание гусеницы. Трак представлял
собой штамповку из стали 35ХГ2 с двумя прямоугольными окнами
для цевочного зацепления с зубьями ведущего колеса. С
осени 1941 года выпускались литые траки.
Электрооборудование
Электрооборудование было выполнено по однопроводной
схеме. Напряжение 24 В. Источники: генератор ГТ-4563А
мощностью 1 кВт, четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭ-144
емкостью 144 А·ч каждая. Потребители: электростартеры
СМТ-4628, электромотор МБ-20 поворотного механизма башни,
средства связи, контрольные приборы, аппаратура внешнего и
внутреннего освещения, электросигнал.
Средства связи
На КВ-1 устанавливалась коротковолновая
телефонно-телеграфная радиостанция 71-ТК-3, а с декабря 1941
года - радиостанция 10-Р Внутренняя связь обеспечивалась
танковым переговорным устройством ТПУ-4-бис.
Дополнительное и навесное оборудование
Почти все оборудование располагалось снаружи танка. Это
были: электрические лампы (ходовой прожектор, кормовой
стоп-сигнал), клаксон.
Танки довоенных серий довольно полно комплектовались
различными инструментами, которые хранились в четырех
вместительных ящиках, расположенных на крыльях. Танки
военных серий комплектовались скуднее, соответственно,
количество инструментальных ящиков сократили до двух,
установив на высвободившихся местах навесные топливные
баки. На крыльях также лежали толстые стальные буксировочные
тросы, наглухо прикрепленные одним концом к буксировочным
серьгам на лобовой броне. Второй конец тросов фиксировался
на борту. Кроме того, на крыльях крепились шанцевые
инструменты (лопаты, кирки, ломы и др.), а также запасные
гусеничные траки.
|