1943
Как только в конце 1943 года появился на вооружении тяжелый
танк ИС-1, на его базе решили создать полностью бронированную самоходную
установку. Поначалу это встретило некоторые трудности: ведь ИС-1 имел
корпус заметно уже, чем КВ-1с, на базе которого в 1943 году была создана
тяжелая самоходная установка СУ-152 со 152-мм гаубицей-пушкой. Однако
усилия конструкторов Челябинского Кировского завода и артиллеристов под
руководством Ф. Ф. Петрова увенчались успехом. Уже до конца 1943 года
было выпущено 35 самоходок, вооруженных 152-мм гаубицей-пушкой.
ИСУ-152 отличалась мощными броневой защитой и артиллерийской
системой, хорошими ходовыми качествами. Наличие панорамного и
телескопического прицелов позволяло вести огонь как прямой наводкой, так
и с закрытых огневых позиций. Простота устройства и эксплуатации
способствовали быстрому освоению ее экипажами, что в военное время имело
исключительно важное значение. Эта машина, вооруженная 152-мм
пушкой-гаубицей, серийно выпускалась с конца 1943 года. Ее масса
равнялась 46 т, толщина брони — 90 мм, экипаж состоял из 5 человек.
Дизель мощностью 520 л. с. разгонял машину до 40 км/ч.
В дальнейшем на базе шасси самоходки ИСУ-152 были разработаны еще
несколько тяжелых САУ, на которых устанавливали пушки большой мощности
калибров 122 и 130 мм. Масса ИСУ-130 составляла 47 т, толщина брони — 90
мм, экипаж состоял из 4 человек. Дизельный двигатель мощностью 520 л.
с. обеспечивал скорость 40 км/ч. Установленная на самоходке 130-мм пушка
представляла собой модификацию морского орудия, приспособленную для
монтажа в боевой рубке машины. Для уменьшения загазованности боевого
отделения она снабжалась системой продувки ствола сжатым воздухом из
пяти баллонов. ИСУ-130 прошла фронтовые испытания, но на вооружение не
была принята.
Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 была
вооружена 122-мм полевой пушкой образца 1937 года, приспособленной для
установки в СУ. А когда конструкторский коллектив, возглавляемый Ф. Ф.
Петровым, создал 122-мм танковую пушку образца 1944 года, ее также
установили на ИСУ-122. Машина с новым орудием называлась ИСУ-122С. Пушка
образца 1937 года имела поршневой затвор, а образца 1944 года —
клиновый полуавтоматический. Кроме того, она оснащалась дульным
тормозом. Все это позволило увеличить скорострельность с 2,2 до 3
выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд обеих систем весил 25 кг и имел
начальную скорость 800 м/с. Боекомплект состоял из выстрелов раздельного
заряжания.
Несколько отличались углы вертикального наведения орудий: на
ИСУ-122 они составляли от -4° до +15°, а на ИСУ-122С — от -2° до +20°,
Углы горизонтальной наводки были одинаковы — по 11° в каждую сторону.
Боевая масса ИСУ-122 составляла 46 т.
Самоходная установка ИСУ-152 на базе танка ИС-2 ничем, кроме
артсистемы, не отличалась от ИСУ-122. На ней была установлена 152-мм
гаубица-пушка образца 1937 года с поршневым затвором, скорострельность
которой составляла 2,3 выстрела в минуту.
Экипаж ИСУ-122, как и ИСУ-152, состоял из командира, наводчика,
заряжающего, замкового и механика-водителя. Боевая рубка шестигранной
формы полностью защищена броней. Орудие, крепившееся на станке (на
ИСУ-122С в маске), смещено к правому борту. В боевом отделении, кроме
вооружения и боеприпасов, находились топливные и масляные баки. Водитель
сидел спереди слева от пушки и имел свои приборы наблюдения.
Командирская башенка отсутствовала. Командир вел наблюдение через
перископ в крыше рубки.
Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки сыграли
огромную роль в достижении победы. Они отлично себя зарекомендовали во
время уличных боев в Берлине и при штурме мощных фортификационных
сооружений Кенигсберга.
В 50-х годах самоходные установки ИСУ, сохранившиеся на
вооружении Советской Армии, прошли, как и танки ИС-2, модернизацию.
Всего же советской промышленностью было выпущено более 2400 ИСУ-122 и
более 2800 ИСУ-152.
В 1945 году на базе танка ИС-3 был спроектирован еще один образец
тяжелой САУ, получивший то же название, что и машина, разработанная в
1943 году — ИСУ-152. Особенностью этой машины являлось то, что общему
лобовому листу придавался рациональный угол наклона, а нижние бортовые
листы корпуса имели обратные углы наклона. Отделения боевое и управления
совмещались. Механик располагался в боевой рубке и вел наблюдение через
перископический смотровой прибор. Специально созданная для этой машины
система целеуказания связывала командира с наводчиком и
механиком-водителем. Однако при многих преимуществах большой угол
наклона стенок рубки, значительная величина отката ствола пушки-гаубицы и
совмещение отделений существенно затрудняли работу экипажа. Поэтому
ИСУ-152 образца 1945 года на вооружение не была принята. Машина была
изготовлена в единственном экземпляре.
ТТХ | ИСУ-152 |
Боевая масса, т | 46 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина, мм | 9050 |
Ширина, мм | 3070 |
Высота, мм | 2480 |
Клиренс, мм | 470 |
Броня, мм | 60-90 |
Удельное давление на грунт, кг/см2
| 0,8 |
Скорость (по шоссе), км/ч | 35 |
Запас хода (по шоссе), км | 145 |
Подъем, град. | 36 |
Высота стенки, м | 1,0 |
Ширина рва, м | 2,50 |
Глубина брода, м | 1,30 |
|
Двигатели |
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность,
л.с. |
1 | Д | В-2ИС, 12-цилиндровый,
V-образный, четырехтактный жидкостного охлаждения, мощность 520 л. с.
при 2000 об/мин | 1 | 520 |
|
Вооружение |
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект
/ 1 |
| Пушка | 152 | МЛ-20С | 1 | 20 |
| Пулемет | | | | |
|
Факты |
Страна-производитель | СССР |
Разрабочик | ЧКЗ |
Год принятия на вооружение | 1943 |
|