Боевая масса28.2 т. Длина5.89 м Ширина2.88 м Высота2.52 м Экипаж5 чел. Вооружение1х155-мм гаубица StuH-43; 1x7,92-мм пулемет Боекомплект38 снарядов; 600 патронов Броня лоб.к.80 мм Броня лоб.б.100 мм Двигателькарбюр. "Майбах" Скорость40 км/ч Запас хода210 км
Серию тяжелых штурмовых орудий для разрушения долговременных оборонительных сооружений и зданий в сентябре 1942 года продолжили фирмы «Крупп-Грузон» и «Алькетт». Их совместный проект, в который первая представляла базу Pz Kpfw IV, а вторая — рубку, был одобрен. С апреля следующего года на заводе фирмы «Дойче Айзенверке» началось производство так называемого штурмового танка «Бруммбэр» (Sturmpanzer IV «Brummbar» (Sd Kfz 166). До марта 1945 года было выпущено 298 машин и еще 8 переделано из линейных танков. В лобовом листе просторной рубки в шаровой маске устанавливали короткоствольную 15-см гаубицу StuH43 практически с теми же характеристиками, что у пушки sIG33: угол возвышения 30 градусов, горизонтальный сектор наводки по 10 градусов влево-вправо. Машины более позднего выпуска комплектовались спаренным пулеметом. За все время существования «бруммбэры» трижды модернизировались. На переделках из Pz Kpfw IV Ausf E и F, а также первых 52 установках 50-мм лобовая броня рубки (с наклоном 40 градусов к вертикали) усиливалась дополнительной плитой той же толщины на болтах. Затем водитель вместо смотровой щели с броневыми заслонками (такой же, как на «тиграх») получил перископ. Поменяли и гаубицу на более совершенную модель StuH43/1. И, наконец, с июня 1944 года несколько была изменена рубка с пулеметом в шаровой установке в лобовом листе справа-сверху. А на ее крыше появились унифицированная командирская башенка и зенитный пулемет на шкворне. Как и планировалось, «бруммбэры» пошли в свой первый бой на Курской дуге. В июле из 45 машин было потеряно 17. В оборонительной (для немцев) фазе битвы их применение было неоправданным, и самоходные установки убрали с этого участка фронта. Чуть позже (в октябре) они появились под Запорожьем, а затем окончательно были переброшены на другие театры войны в Европе, в частности, в Италию. Одновременно прорабатывался вопрос, как установить рубку и надстройку StuG III на шасси Pz Kpfw IV. После удачных испытаний в декабре 1943 года производство этого типа штурмовых орудий решили поручить фирме «Крупп-Грузон», которая с января 1944 года полностью перешла на строительство только самоходных установок. До конца войны было выпущено 1108 Sturmgeschьtz IV (Sd Kpf 167) или StuG IV (7.5cm StuK40 L/40), а еще 31 переделаны из танков. При полностью сохраненных шасси Pz Kpfw IV и надстройки StuG III водителя разместили в отдельной бронированной небольшой рубке с люком в крыше и двумя перископическими приборами. Перед ней и перед лобовой частью основной рубки дополнительно устанавливалась бетонная защитная плита толщиной 15 см. С лета 1944 года самоходная установка оснащалась дистанционно управляемым пулеметом и S-средством ближнего боя на крыше рубки.
|