2С1 «Гвоздика» САМОХОДНАЯ
ГАУБИЦА
Работы над самоходной артиллейрийской установкой второго
поколения 2С1 «Гвоздика» начались в ОКБ-9 завода Уралмаш согласно
постановлению Совета Министров № 609-201 от 4 июля 1967 года. И уже в
1969 году на полигонные испытания поступил ее опытный образец. В 1971-м
САУ 2С1 была принята на вооружение. Скорость разработки и изготовления
установки легкообъяснима. В качестве шасси конструкторы использовали
известный тягач МТ-ЛБ, на который установили еще более известную гаубицу
Д-30. Д-30 в гусенечном варианте подвергли небольшим конструктивным
доработкам и присвоили ей наименование Д-32 (индекс 2А31).
2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых
полков, оснащенных боевыми машинами пехоты. Предназначение «Гвоздики» -
уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение
укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и
проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минометами и
бронетехниках противника.
Обычный возимый боекомплект - 35 осколочно-фугасных и пять
кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания - снаряд и
гильза с зарядом. Разработана широкая номенклатура снарядов -
осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия,
химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими
элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные.
В 1967 году была предпринята попытка создания на базе Д-32 для
«Гвоздики» гаубиц с картузным заряжанием - Д-16 и Д-16М. Но в серию не
пошли.
Компоновка 2С1 «Гвоздики» в основном аналогична 152-мм САУ 2С3
«Акация». В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное
отделение, а сзади - боевое отделение. В башне размещаются еще три члена
экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Башня поворачивается
посредством электрического или ручного привода на 360 градусов. Гусеницы
у САУ - резинометаллические, опорные катки - с индивидуальной
торсионной подвеской. Первое и седьмое колеса, кроме торсионов, имеют
еще и гидравлические амортизаторы. Корпус герметичен. С помощью
перемотки гусениц САУ плавает со скоростью 4.5 км/час и способна
преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и
скорости течения не более 0.6 м/сек. При этом на борту установки должно
быть не более 30 выстрелов. «Гвоздика» авиатранспортабельна, то есть ее
можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения
высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с
помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться. Самоходка
имеет противопульное бронирование, которое «держит» 7.62-мм винтовочную
пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены
по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей
емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 испльзован V-образный
восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного
завода. Коробка передач имеет 11 передних скоростей и две задние.
Бортовой боекомплект расположен следующим образом: 16 снарядов в
вертикальном пложении вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и
задней стенок башни. Для облегчения заряжания гаубицы применен механизм
досылания электромеханического типа. При стрельбе снарядами,
складированными на земле, их подача внутрь боевого отделения
осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую
заднюю дверь. Наведение орудия производится с помощью прицела ПГ-2 и
оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Ствол гаубицы имеет углы
вертикальной наводки от -3 до +70 градусов. Максимальная дальность
стрельбы - 15.200 м, минимальная - 4070 м. Скорострельность гаубицы не
очень высока. При стрельбе снарядами с «земли» - 4-5 выстрелов в минуту,
бортовым боезапасом - 1-2.
2С1 «Гвоздика» в свое время поступила на вооружение всех армий
стран Варшавского договора (кроме Румынии). После объединения Германии
374 2С1 получил бундесвер. «Гвоздика» состоит на вооружении армий СНГ и
сегодня, в том числе в белорусской армии.
ТТХ | 2С1 «Гвоздика» |
Боевая масса, т | 15700 |
Экипаж, чел. | 4 |
Длина, мм | 7260 |
Ширина, мм | 2850 |
Высота, мм | 2725 |
Клиренс, мм | 400 |
Броня, мм: | противопульная |
Скорость максимальная, км/ч: | 61,5 |
Скорость максимальная на плаву, км/ч: | 4,5 |
Запас хода, км: | 500 |
Высота стенки, м | 0,7 |
Ширина рва, м | 3,0 |
Глубина брода, м | плавет |
|
Силовая установка | Вариант | Модель | Кол-во | Мощность,
л.с. |
Д | ЯМЗ-238В | 1 | 300 |
|
Вооружение | Вариант | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект
/ 1 |
Гаубица | 122 | 2А31 | 1 | 40 |
|
Дополнительная информация |
Страна-производитель | СССР |
Разрабочик | ОКБ-9 Уралмаш |
Год принятия на вооружение | 1971 |
|