После перехода Красной Армии к наступательным I боевым
действиям возникла потребность в мощном, но относительно
легком и маневренном орудии, способном эффективно уничтожать
долговременные оборонительные сооружения противника. Орудием,
оптимально удовлетворяющим этим требованиям, является гаубица калибром
152 мм. Однако производство 152-мм гаубиц обр. 1938 г.
было свернуто в самом начале войны, восстановление производства
требовало длительного времени. Кроме того, из-за большого
веса и низкой маневренности эта модель уже не в полной мере
соответствовала потребностям войск.
Создание новой 152-мм
гаубицы было поручено конструкторскому бюро во главе с Ф.Ф. Петровым.
Для сокращения сроков проектирования было решено
наложить снабженный новым мощным дульным тормозом ствол 152-мм гаубицы
обр. 1938 г. на модернизированный лафет освоенной в
производстве 122-мм гаубицы М-30. В качестве прицельных приспособлений
было решено использовать прицел и панораму этой же
гаубицы, а затвор заимствовать от 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г.
МЛ-20.
На проектирование, изготовление пяти
опытных образцов и испытание их стрельбой было затрачено всего 18 дней. 1
мая 1943 г. гаубицы были отправлены в Москву для
проведения войсковых испытаний, а в конце мая новая гаубица была принята
на вооружение Красной Армии под названием «152-мм
гаубица обр. 1943 г. (Д-1)».
Благодаря широкой унификации с орудиями, находящимися в
производстве, на освоение серийного выпуска 152-мм гаубицы
Д-1 потребовалось всего полтора месяца, и уже в июле 1943 г. она начала
поступать на вооружение корпусных артполков и
артиллерийских дивизий РПС.
В боекомплект гаубицы входят
выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-
фугасным и бетонобойным снарядами. При необходимости бетонобойные
снаряды успешно использовались и для борьбы с танками.
Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 12 400 м. При
установке взрывателя на осколочное действие осколки
снаряда разлетаются на площади 2100 м2: 70 м по фронту и до 30 м в
глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие,
то при взрыве снаряда в грунте средней плотности образуется воронка
диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.
Для
повышения маневренности гаубицы конструкторы отказались от использования
традиционного передка. Это позволило не только
снизить вес орудия в походном положении, но и сократить до 2 мин время
перевода гаубицы из походного в боевое положение и
обратно.
Благодаря тому, что использованный при создании гаубицы
Д-1 лафет гаубицы М-30 был усилен (в частности,
усилена люлька, подрессоривание, использованы колеса большего размера с
резиновыми шинами, заполненными губчатой резиной),
допустимая скорость транспортирования гаубицы Д-1 по асфальту или ровной
грунтовой дороге составляет до 40 км/ч, по булыжной
мостовой — до 30 км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч.Опыт боевого
использования 152-мм гаубицы Д-1 показал, что она является
весьма надежным орудием, обладает высокой точностью стрельбы и хорошей
живучестью.
Технические
данные 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1)Калибр: 152 мм Начальная
скорость снаряда: 508 м/с
Наибольший угол возвышения: 63,5° Угол склонения: -3° Угол
горизонтального обстрела: 35° Вес в боевом положении: 3600 кг Вес
в походном положении: 3640 кг Скорострельность: 3—4 выстр./мин
Наибольшая дальность