Вторник, 26.09.2017, 23:03
Приветствую Вас Боец | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Вход
Меню
Категории раздела
Все [113]
Поиск
Чат
200
Опрос
За какую сторону вы играете?
Всего ответов: 48
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Все

КВ-1

Танк КВ-1 имел клас­си­че­скую ком­по­нов­ку с кор­мо­вым рас­по­ло­же­ни­ем транс­мис­сии. Внут­ри кор­пус тан­ка был раз­де­лен на че­ты­ре от­де­ле­ния: управ­ле­ния, бое­вое, мо­тор­ное и транс­мис­си­он­ное.

От­де­ле­ние управ­ле­ния рас­по­ла­га­лось в но­со­вой час­ти тан­ка. В нем на­хо­ди­лись си­де­нья ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля (в цен­тре) и стрел­ка-ра­ди­ста (сле­ва). Сле­ва от си­де­нья стрел­ка-ра­ди­ста раз­ме­ща­лась ра­дио­стан­ция, а за ней - че­ты­ре ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи. В се­ре­ди­не ло­бо­во­го бро­не­во­го лис­та кор­пу­са имел­ся смот­ро­вой люк ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля, за­кры­вав­ший­ся бро­не­вой крыш­кой со смот­ро­вой ще­лью с три­п­лек­сом. Спра­ва от ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля в кры­ше кор­пу­са ус­та­нав­ли­вал­ся зер­каль­ный смот­ро­вой при­бор. Пе­ред стрел­ко­м-ра­ди­стом в ло­бо­вом лис­те рас­по­ла­га­лась ша­ро­вая ус­та­нов­ка кур­со­во­го пу­ле­ме­та (у пер­вых се­рий­ных КВ кур­со­вой пу­ле­мет от­сут­ст­во­вал). Над си­день­ем стрел­ка-ра­ди­ста в кры­ше кор­пу­са тан­ка был сде­лан вход­ной люк, за­кры­вав­ший­ся от­кид­ной бро­не­вой крыш­кой. Вдоль ло­бо­вой бро­ни ук­ла­ды­ва­лись бал­ло­ны со сжа­тым воз­ду­хом, пред­на­зна­чен­ные для ава­рий­но­го за­пус­ка дви­га­те­ля. Там же на­хо­ди­лись ор­га­ны управ­ле­ния тан­ком: пе­даль глав­но­го фрик­цио­на, пе­даль га­за, ры­чаг пе­ре­клю­че­ния пе­ре­дач (ку­ли­са), ры­ча­ги управ­ле­ния бор­то­вы­ми фрик­цио­на­ми, кон­троль­но-из­ме­ри­тель­ные при­бо­ры и элек­тро­обо­ру­до­ва­ние (спи­до­метр, та­хо­метр, ука­за­тель то­п­ли­ва, ма­но­метр мас­ла, ука­за­тель тем­пе­ра­ту­ры в сис­те­ме ох­ла­ж­де­ния, ам­пер­метр и вольт­метр и пр.).

Бое­вое от­де­ле­ние за­ни­ма­ло сред­нюю часть ма­ши­ны. В нем за­ни­ма­ли мес­та ко­ман­дир тан­ка, од­но­вре­мен­но ис­пол­няю­щий обя­зан­но­сти за­ря­жаю­ще­го (спра­ва от пуш­ки), на­вод­чик или, ис­поль­зуя тер­ми­но­ло­гию то­го вре­ме­ни, ба­шен­ный стре­лок (сле­ва от пуш­ки), а так­же млад­ший ме­ха­ни­к-во­ди­тель, ко­то­рый об­слу­жи­вал пу­ле­мет в зад­ней ни­ше баш­ни, по­мо­гал ко­ман­ди­ру тан­ка за­ря­жать ору­дие и при не­об­хо­ди­мо­сти ме­нял ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля. Над бое­вым от­де­ле­ни­ем на ша­ри­ко­вой опо­ре мон­ти­ро­ва­лась баш­ня, в ней ус­та­нав­ли­ва­лось воо­ру­же­ние и хра­ни­лась часть бое­ком­плек­та. Вдоль бор­тов бое­во­го от­де­ле­ния раз­ме­ща­лись то­п­лив­ные и мас­ля­ный ба­ки, на дни­ще - часть бое­ук­лад­ки и ВКУ. Для на­блю­де­ния за по­лем боя в кры­ше баш­ни по бор­там и в кор­мо­вой час­ти ус­та­нав­ли­ва­лись зер­каль­ные смот­ро­вые при­бо­ры. Кро­ме то­го, в бор­тах баш­ни име­лись смот­ро­вые ще­ли со стек­ло­бло­ка­ми. Для по­сад­ки эки­па­жа в кры­ше баш­ни пре­ду­смат­ри­вал­ся вход­ной люк, за­кры­вав­ший­ся бро­не­вой крыш­кой. На час­ти ма­шин на ос­но­ва­нии лю­ка рас­по­ла­га­лась ту­рель для ус­та­нов­ки за­пас­но­го пу­ле­ме­та для стрель­бы по воз­душ­ным це­лям.

Мо­тор­ное от­де­ле­ние шло за бое­вым и от­де­ля­лось от не­го раз­бор­ной пе­ре­го­род­кой. В от­де­ле­нии ус­та­нав­ли­ва­лись дви­га­тель, во­дя­ные и мас­ля­ные ра­диа­то­ры и воз­ду­хо­очи­сти­тель. Пе­ре­го­род­ка, от­де­ляв­шая мо­тор­ное от­де­ле­ние от бое­во­го, име­ла два лю­ка, пред­на­зна­чав­шие­ся для дос­ту­па к дви­га­те­лю из бое­во­го от­де­ле­ния тан­ка. В верх­них створ­ках лю­ков бы­ли смон­ти­ро­ва­ны ил­лю­ми­на­то­ры для на­блю­де­ния за дви­га­те­лем.

Транс­мис­си­он­ное от­де­ле­ние на­хо­ди­лось в кор­мо­вой час­ти тан­ка и от­де­ля­лось от мо­тор­но­го спе­ци­аль­ной пе­ре­го­род­кой, в ко­то­рой кре­пил­ся ко­жух вен­ти­ля­то­ра. Кро­ме то­го, в пе­ре­го­род­ке име­лись двер­цы для дос­ту­па к воз­ду­хо­очи­сти­те­лю. В этом от­де­ле­нии раз­ме­ща­лись аг­ре­га­ты транс­мис­сии и элек­тро­стар­тер.

Кор­пус

Кор­пус тан­ка пред­став­лял со­бой же­ст­кую свар­ную ко­роб­ку из ка­та­ных го­мо­ген­ных бро­не­вых лис­тов тол­щи­ной от 30 до 75 мм. Для обес­пе­че­ния же­ст­ко­сти кор­пу­са при­ме­ня­лись уголь­ни­ки и на­клад­ки, в наи­бо­лее от­вет­ст­вен­ных мес­тах швы уси­ли­ва­лись гу­жо­на­ми.

Но­со­вая часть кор­пу­са со­стоя­ла из верх­не­го, сред­не­го и ниж­не­го бро­не­вых лис­тов, из­го­тов­лен­ных из го­мо­ген­ной бро­ни тол­щи­ной 75, 40 и 75 мм со­от­вет­ст­вен­но. На­чи­ная с ию­ля 1941 го­да верх­ний и ниж­ний ло­бо­вые лис­ты бы­ли уси­ле­ны за счет при­вар­ки к ним на­клад­ных бро­не­вых лис­тов тол­щи­ной 25 мм. В верх­нем ло­бо­вом лис­те име­лись два вы­ре­за: один - под смот­ро­вой люк ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля, вто­рой - под ус­та­нов­ку кур­со­во­го пу­ле­ме­та. На сред­нем ло­бо­вом лис­те сле­ва на­хо­дил­ся вы­рез под ус­та­нов­ку ан­тен­но­го вво­да, при­кры­то­го при­вар­ным бро­не­вым ста­ка­ном. На ниж­нем ло­бо­вом лис­те при­ва­ри­ва­лись два бук­сир­ных ры­ма.

Борт кор­пу­са из­го­тав­ли­вал­ся из од­но­го вер­ти­каль­но­го бро­не­во­го лис­та, в ко­то­ром име­лось шесть от­вер­стий для про­хо­да осей ба­лан­си­ров, шесть крон­штей­нов с пло­щад­ка­ми для кре­п­ле­ния ре­зи­но­вых упо­ров, ог­ра­ни­чи­вав­ших ход ба­лан­си­ров вверх, а так­же от­вер­стия для кре­п­ле­ния трех крон­штей­нов под­дер­жи­ваю­щих кат­ков. В пе­ред­ней час­ти ка­ж­до­го бор­то­во­го лис­та был при­ва­рен крон­штейн кри­во­ши­па на­прав­ляю­ще­го ко­ле­са, а в зад­ней час­ти име­лось от­вер­стие для ус­та­нов­ки бор­то­во­го ре­дук­то­ра. На­чи­ная с ию­ля 1941 го­да в рай­оне бое­во­го от­де­ле­ния к бор­там кор­пу­са при­ва­ри­ва­лись на­клад­ные бро­не­вые лис­ты тол­щи­ной 25 мм.

Кор­ма кор­пу­са со­стоя­ла из верх­не­го (60 мм) и ниж­не­го (75 мм) бро­не­вых лис­тов, ме­ж­ду ко­то­ры­ми был рас­по­ло­жен кар­ман для вы­хо­да воз­ду­ха. К ниж­не­му кор­мо­во­му лис­ту при­ва­ри­ва­лись два бук­сир­ных ры­ма. С на­ча­ла 1942 го­да на час­ти бро­не­кор­пу­сов верх­ний бро­не­вой лист стал из­го­тав­ли­вать­ся пря­мым, а не гну­тым.

Кры­ша кор­пу­са со­стоя­ла из трех час­тей - кры­ши над бое­вым от­де­ле­ни­ем, кры­ши над мо­тор­ным и кры­ши над транс­мис­си­он­ным от­де­ле­ния­ми. Кры­ша над бое­вым от­де­ле­ни­ем бы­ла из­го­тов­ле­на из 40-мм бро­не­во­го лис­та, в ко­то­ром на­хо­дил­ся круг­лый вы­рез для ус­та­нов­ки ниж­не­го по­го­на опо­ры баш­ни. На съем­ной бро­не­вой крыш­ке мо­тор­но­го от­де­ле­ния тол­щи­ной 30 мм име­лись люк для дос­ту­па к дви­га­те­лю, два вы­хлоп­ных пат­руб­ка, два от­вер­стия для вхо­да ох­ла­ж­даю­ще­го воз­ду­ха и люк для за­прав­ки во­ды в за­лив­ной ба­чок сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния. В кры­ше транс­мис­си­он­но­го от­де­ле­ния бы­ло два лю­ка, пред­на­зна­чав­ших­ся для дос­ту­па к ме­ха­низ­мам транс­мис­сии.

Для за­щи­ты по­го­на баш­ни на кры­ше кор­пу­са при­ва­ри­ва­лись бро­не­вые план­ки вы­со­той до 80 мм и тол­щи­ной 40 мм.

Дни­ще сва­ри­ва­лось встык из двух бро­не­вых лис­тов. В пе­ред­ней час­ти кор­пу­са оно име­ло боль­шую тол­щи­ну бро­ни (40 мм), чем в зад­ней (30 мм). В пе­ред­ней час­ти дни­ща, за си­день­ем ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля, рас­по­ла­гал­ся за­пас­ной (ава­рий­ный) люк. В зад­ней час­ти дни­ща вы­пол­ня­лись че­ты­ре от­вер­стия для сли­ва мас­ла и во­ды и один под­мо­тор­ный люк.

Баш­ня

Баш­ня - кле­па­но-с­вар­ная, гра­не­ная, в пла­не близ­кая к фор­ме пря­мо­уголь­ни­ка, с кор­мо­вой ни­шей.

Часть тан­ков, на­чи­ная с но­яб­ря 1941 го­да, ос­на­ща­лась ли­ты­ми баш­ня­ми. Тол­щи­на бро­не­вых лис­тов свар­ной баш­ни со­став­ля­ла 75 мм, ли­той - 82 мм (у так на­зы­вае­мой «утя­же­лен­ной» баш­ни - 110 мм). Ко­ры­то­об­раз­ная бро­ни­ров­ка пуш­ки и спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та бы­ла за­кры­та сна­ру­жи бро­не­вой мас­кой тол­щи­ной 90 мм. В кор­мо­вом лис­те де­лал­ся вы­рез под ус­та­нов­ку ша­ро­вой опо­ры пу­ле­ме­та.

В бор­тах баш­ни име­лись смот­ро­вые ще­ли со стек­ло­бло­ка­ми, по од­но­му с ка­ж­до­го бор­та, а под ни­ми - от­вер­стия для стрель­бы из ре­воль­ве­ра. От­вер­стия за­кры­ва­лись ко­ни­че­ски­ми бро­не­вы­ми проб­ка­ми, ко­то­рые вы­тал­ки­ва­лись из от­вер­стия на­ру­жу вруч­ную и втя­ги­ва­лись об­рат­но с по­мо­щью сталь­но­го тро­са.

В кры­ше баш­ни имел­ся круг­лый вход­ной люк, за­кры­вав­ший­ся бро­не­вой крыш­кой. Кон­ст­рук­ция вход­ных лю­ков и лю­ков над транс­мис­си­он­ным от­де­ле­ни­ем бы­ла оди­на­ко­вой, за ис­клю­че­ни­ем вход­но­го лю­ка баш­ни, по ок­руж­но­сти ко­то­ро­го мон­ти­ро­ва­лась ту­рель для зе­нит­но­го пу­ле­ме­та. Ниж­няя опо­ра ту­ре­ли при­кле­пы­ва­лась к кры­ше баш­ни, а верх­няя, на ко­то­рой мон­ти­ро­ва­лись крыш­ка лю­ка и урав­но­ве­ши­ваю­щее уст­рой­ст­во, вра­ща­лась по ниж­ней опо­ре на ша­ри­ках.

В пе­ред­ней час­ти кры­ши на­хо­ди­лись бро­не­вые кол­па­ки при­це­ла ПТ-6 и тан­ко­вой ко­ман­дир­ской па­но­ра­мы ПТК (2,5-кратное уве­ли­че­ние, по­ле зре­ния - 26 град), а ме­ж­ду ни­ми рас­по­ла­гал­ся бро­не­вой кол­пак вен­ти­ля­ци­он­но­го лю­ка. По бо­кам и в кор­мо­вой час­ти кры­ши баш­ни бы­ли раз­ме­ще­ны бро­не­вые ко­зырь­ки зер­каль­ных смот­ро­вых при­бо­ров.

На за­хва­тах опо­ры баш­ни кре­пи­лись три си­де­нья (для ко­ман­ди­ра тан­ка, на­вод­чи­ка и за­ря­жаю­ще­го) и два сто­по­ра баш­ни. За­хва­ты пред­на­зна­ча­лись для удер­жа­ния баш­ни от оп­ро­ки­ды­ва­ния при стрель­бе из пуш­ки, а так­же при дви­же­нии тан­ка на подъ­е­мах, спус­ках и при кре­не.

С ле­вой сто­ро­ны ору­дия на верх­нем по­го­не опо­ры баш­ни был смон­ти­ро­ван ме­ха­низм по­во­ро­та баш­ни с руч­ным и элек­тро­ме­ха­ни­че­ским при­во­дом (пер­вые 120 тан­ков, вы­пу­щен­ные до но­яб­ря 1940 го­да, име­ли толь­ко руч­ной при­вод). Вра­ще­ние баш­ни осу­ще­ст­в­лял элек­тро­мо­тор МБ-20 мощ­но­стью 1350 Вт. Ме­ха­низм вра­ще­ния имел три ско­ро­сти. На са­мой бы­ст­рой ско­ро­сти баш­ня по­во­ра­чи­ва­лась за се­кун­ду на 10-12 град (позд­нее толь­ко 5 град), то есть пол­ный обо­рот баш­ня со­вер­ша­ла за 70 се­кунд. На­вод­чик мог вра­щать баш­ню с по­мо­щью ма­хо­ви­ка, рас­по­ло­жен­но­го у ле­вой ру­ки.

Внут­ри баш­ни, в пе­ред­ней час­ти пра­вой сте­ны на­хо­ди­лась рас­пре­де­ли­тель­ный щи­ток и те­ле­фон внут­рен­ней свя­зи ТПУ. Сле­ва на­хо­дил­ся ТПУ на­вод­чи­ка. Элек­тро­про­вод­ка в баш­не со­еди­ня­лась с бор­то­вой се­тью с по­мо­щью спе­ци­аль­но­го вра­щаю­ще­го­ся кон­так­та.

Воо­ру­же­ние

На тан­ках КВ-1 ран­них вы­пус­ков ус­та­нав­ли­ва­лась 76-мм пуш­ка обр. 1938/39 г. Л-11 с дли­ной ство­ла 30,5 ка­либ­ра и на­чаль­ной ско­ро­стью бро­не­бой­но­го сна­ря­да 612 м/с. Вер­ти­каль­ная на­вод­ка - от -7° до +25°. Пуш­ка име­ла вер­ти­каль­ный кли­но­вой по­лу­ав­то­ма­ти­че­ский за­твор с уст­рой­ст­вом для от­клю­че­ния по­лу­ав­то­ма­ти­ки. Осо­бен­но­стью пуш­ки Л-11 яв­ля­лись ори­ги­наль­ные про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва, в ко­то­рых жид­кость ком­прес­со­ра не­по­сред­ст­вен­но кон­так­ти­ро­ва­ла с воз­ду­хом на­кат­ни­ка.

С ян­ва­ря 1941 го­да на КВ-1 ус­та­нав­ли­ва­лась 76-мм пуш­ка Ф-32 обр. 1939 г. с дли­ной ство­ла 31,5 ка­либ­ра. На­чаль­ная ско­рость бро­не­бой­но­го сна­ря­да - 613 м/с. Вер­ти­каль­ная на­вод­ка - от -5° до +25°. За­твор кли­но­вой с по­лу­ав­то­ма­ти­кой ме­ха­ни­че­ско­го ко­пир­но­го ти­па. Тор­моз от­ка­та - гид­рав­ли­че­ский, на­кат­ник - гид­ро­пнев­ма­ти­че­ский. Дли­на от­ка­та - 450 мм. Урав­но­ве­ши­ва­ние пуш­ки осу­ще­ст­в­ля­лось с по­мо­щью гру­за, раз­ме­щав­ше­го­ся на крон­штей­не гиль­зо­улав­ли­ва­те­ля.

С ок­тяб­ря 1941 го­да на КВ-1 ус­та­нав­ли­ва­лась 76-мм пуш­ка ЗиС-5 обр. 1941 г. с дли­ной ство­ла 41,5 ка­либ­ра. На­чаль­ная ско­рость бро­не­бой­но­го сна­ря­да - 680 м/с. Мас­са пуш­ки - 1155 кг. Пре­дель­ная дли­на от­ка­та - 390 мм, вер­ти­каль­ная на­вод­ка - от -5° до +25°. За­твор кли­но­вой, с по­лу­ав­то­ма­ти­кой ме­ха­ни­че­ско­го ко­пир­но­го ти­па. Про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва пуш­ки со­стоя­ли из гид­рав­ли­че­ских тор­мо­за от­ка­та и на­кат­ни­ка и рас­по­ла­га­лись под ство­лом. Пуш­ка ЗиС-5 от­ли­ча­лась от тан­ко­вой пуш­ки Ф-34 кон­ст­рук­ци­ей люль­ки, уст­рой­ст­вом и кре­п­ле­ни­ем бро­ни­ров­ки, кон­ст­рук­ци­ей ме­ха­низ­ма кре­п­ле­ния ору­дия по-по­ход­но­му и тя­гой к пе­ри­ско­пи­че­ско­му при­це­лу В ос­таль­ном уст­рой­ст­во обе­их пу­шек и при­ме­няе­мые бо­е­при­па­сы бы­ли оди­на­ко­вы.

Вы­стрел из пуш­ки про­из­во­дил­ся с по­мо­щью нож­но­го и руч­но­го ме­ха­ни­че­ских спус­ков.

Танк воо­ру­жал­ся че­тырь­мя пу­ле­ме­та­ми ДТ. Один пу­ле­мет был спа­рен с пуш­кой, вто­рой - кор­мо­вой, тре­тий - кур­со­вой, чет­вер­тый - за­пас­ной. Кур­со­вой пу­ле­мет ДТ ус­та­нав­ли­вал­ся в ша­ро­вой опо­ре, рас­по­ла­гав­шей­ся в ло­бо­вом лис­те кор­пу­са тан­ка пе­ред стрел­ко­м-ра­ди­стом и обес­пе­чи­вав­шей го­ри­зон­таль­ные уг­лы об­стре­ла в сек­то­ре до 30°, а по вер­ти­ка­ли - от -5° до +15°. Пу­ле­мет­ная ус­та­нов­ка кор­мо­во­го пу­ле­ме­та ДТ по­зво­ля­ла стре­лять в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти в сек­то­ре 30°, а по вер­ти­ка­ли - ±15°. За­пас­ной пу­ле­мет ДТ с при­це­лом П-40 ук­ла­ды­вал­ся на ле­вом бор­ту от­де­ле­ния управ­ле­ния. В слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти он мог быть ус­та­нов­лен на кры­ше баш­ни на ту­рель­ной зе­нит­ной ус­та­нов­ке, ко­то­рой ос­на­ща­лась часть тан­ков.

Для ве­де­ния стрель­бы из пуш­ки Л-11 при­ме­ня­лись те­ле­ско­пи­че­ский при­цел ТОД-6 и пе­ри­ско­пи­че­ский па­но­рам­ный при­цел ПТ-6; из пуш­ки Ф-32 - те­ле­ско­пи­че­ский при­цел ТОД-8 и пе­ри­ско­пи­че­ский па­но­рам­ный при­цел ПТ-6; из пуш­ки ЗиС-5 - те­ле­ско­пи­че­ский при­цел ТМФД-7 и пе­ри­ско­пи­че­ский па­но­рам­ный при­цел ПТ-4-7. На час­ти тан­ков вме­сто этих при­це­лов ус­та­нав­ли­ва­лись те­ле­ско­пи­че­ские при­це­лы 9Т-7, 10Т-7 или 10Т-13 и пе­ри­ско­пи­че­ский ПТ-4-13. При­це­лы ПТ-6 и ПТ-4-7 име­ли сет­ку с ша­гом 200 м, от­ка­либ­ро­ван­ную до 3600 м для бро­не­бой­но­го бо­е­при­па­са, до 2100 м для ос­ко­лоч­но-фу­гас­но­го бо­е­при­па­са и до 1000 м для спа­рен­но­го пу­ле­ме­та. Те­ле­ско­пи­че­ские при­це­лы ТОД-6, позд­нее 9Т-7, 10Т-7, ТМФД-7 и ТМФТ име­ли 2,5-кратное уве­ли­че­ние.

Для стрель­бы из пу­шек Л-11, Ф-32 и ЗиС-5 ис­поль­зо­ва­лись уни­тар­ные па­тро­ны от ди­ви­зи­он­ных пу­шек обр. 1902/30 г. и обр. 1939 г. и от пол­ко­вой пуш­ки обр. 1927 г.:

  • с ос­ко­лоч­но-фу­гас­ной даль­но­бой­ной гра­на­той (сталь­ной ОФ-350 и ста­ли­сто­го чу­гу­на ОФ-350А) и взры­ва­те­лем КТМ-1;
  • с фу­гас­ной гра­на­той ста­ро­го рус­ско­го об­раз­ца (Ф-354) и взры­ва­те­ля­ми КТ-3, КТМ-3 или 3ГТ;
  • с бро­не­бой­но-т­рас­си­рую­щим сна­ря­дом (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП) и взры­ва­те­лем МД-5;
  • с бро­не­про­жи­гаю­щим (ку­му­ля­тив­ным) сна­ря­дом (БП-353А) и взры­ва­те­лем БМ;
  • с пу­ле­вой шрап­не­лью (Ш-354 и Ш-354Т) и шрап­не­лью Гарт­ца (Ш-354Г), с труб­ка­ми - 22-секундной или Т-6;
  • со стерж­не­вой шрап­не­лью (Ш-361) и труб­кой Т-3УГ;
  • с кар­те­чью (Ш-350).
Бро­не­бой­ный БР-350А (мас­са 6,30 кг) с трас­се­ром и не­боль­шим раз­рыв­ным за­ря­дом (0,15 кг). Взры­ва­тель МД-5. На­чаль­ная ско­рость 662 м/с. На дис­тан­ци­ях 100, 500 и 1000 м сна­ряд про­би­вал бро­ню тол­щи­ной 70, 65 и 54 мм, со­от­вет­ст­вен­но.

Ос­ко­лоч­но-фу­гас­ный ОФ-350 (мас­са 6,20 кг), мас­са раз­рыв­но­го за­ря­да 0,64 кг, взры­ва­тель КТМ-1 двой­но­го дей­ст­вия, на­чаль­ная ско­рость 680 м/с.

Ку­му­ля­тив­ный БП-353А (мас­са 3,94 кг, на­чаль­ная ско­рость 325 м/с). На дис­тан­ци­ях до 1000 м сна­ряд про­би­вал бро­ню тол­щи­ной 75 мм.

В ок­тяб­ре 1943 го­да был при­нят на воо­ру­же­ние и стал вклю­чать­ся в бое­ком­плект тан­ка КВ-1 уни­тар­ный па­трон с под­ка­ли­бер­ным бро­не­бой­но-т­рас­си­рую­щим сна­ря­дом БР-354П.

В тан­ках вы­пус­ка 1940 го­да с пуш­кой Л-11 бое­ком­плект со­сто­ял из 111 вы­стре­лов. В бое­ком­плект тан­ка с пуш­ка­ми Ф-32 и ЗиС-5 вхо­ди­ли 114 вы­стре­лов, 3024 па­тро­на (48 дис­ков) к пу­ле­ме­там и 25 руч­ных гра­нат Ф-1. Бое­ком­плект к пуш­ке раз­ме­щал­ся в сна­ряд­ных ук­лад­ках по бор­там кор­мо­вой ни­ши баш­ни (10 вы­стре­лов), в кас­се­тах (6 вы­стре­лов) на бор­тах кор­пу­са и в 44 ящи­ках (че­мо­да­нах) по два вы­стре­ла в ка­ж­дом - на дни­ще бое­во­го от­де­ле­ния. Стел­ла­жи для ук­лад­ки дис­ков к пу­ле­ме­там ДТ раз­ме­ща­лись в от­де­ле­нии управ­ле­ния (по пра­во­му и ле­во­му бор­ту), на пра­вом бор­ту и в кор­мо­вой ни­ше баш­ни. Прак­ти­че­ская ско­ро­стрель­ность пуш­ки при ис­поль­зо­ва­нии вы­стре­лов из ба­шен­ной ук­лад­ки со­став­ля­ла 5-7 выстр./мин, а из ук­лад­ки на по­лу - 1 выстр./мин.

Дви­га­тель и транс­мис­сия

На тан­ке КВ-1 ус­та­нав­ли­вал­ся 12-цилиндровый че­ты­рех­такт­ный бес­ком­прес­сор­ный ди­зель В-2К. Мак­си­маль­ная мощ­ность дви­га­те­ля - 600 л.с. при 2000 об/мин, экс­плуа­та­ци­он­ная - 500 л.с. при 1900 об/мин. Диа­метр ци­лин­д­ра 150 мм. Ход порш­ней ле­вой груп­пы - 180 мм, пра­вой - 186,7 мм. Ци­лин­д­ры рас­по­ла­га­лись V-образно под уг­лом 60°. Сте­пень сжа­тия 15-15,8. Мас­са су­хо­го дви­га­те­ля с элек­тро­ге­не­ра­то­ром без вы­хлоп­ных кол­лек­то­ров - 750 кг. Дви­га­тель имел 100-часовую га­ран­тию, но в бое­вых ус­ло­ви­ях ре­мон­ти­ро­вать при­хо­ди­лось ча­ще.

То­п­ли­во - ди­зель­ное, мар­ки ДТ (лет­нее и зим­нее) или га­зойль мар­ки «Э»; по­да­ва­лось при­ну­ди­тель­но, с по­мо­щью две­на­дца­ти­п­лун­жер­но­го то­п­лив­но­го на­со­са НК-1. Об­щая за­пра­воч­ная ем­кость то­п­лив­ных ба­ков со­став­ля­ла 600-615 л. Два ба­ка ус­та­нав­ли­ва­лись у пра­во­го бор­та кор­пу­са тан­ка: пе­ред­ний - в от­де­ле­нии управ­ле­ния, зад­ний - в бое­вом от­де­ле­нии. За­пра­воч­ная ем­кость пе­ред­не­го ба­ка рав­ня­лась 230-235 л, зад­не­го - 235-240 л. Тре­тий бак ем­ко­стью 135-140 л ус­та­нав­ли­вал­ся у ле­во­го бор­та кор­пу­са тан­ка в бое­вом от­де­ле­нии. Для уве­ли­че­ния за­па­са во­зи­мо­го то­п­ли­ва в кон­це ле­та 1941 го­да на над­гу­се­нич­ных пол­ках тан­ков на­ча­ли ус­та­нав­ли­вать от трех до пя­ти до­пол­ни­тель­ных то­п­лив­ных ба­ков. На тан­ках про­из­вод­ст­ва ЛКЗ ба­ки име­ли пря­мо­уголь­ную фор­му, а ЧКЗ - ци­лин­д­ри­че­скую. На­руж­ные то­п­лив­ные ба­ки к сис­те­ме пи­та­ния дви­га­те­ля не под­клю­ча­лись.

Сис­те­ма смаз­ки - цир­ку­ля­ци­он­ная, под дав­ле­ни­ем. Цир­ку­ля­цию мас­ла обес­пе­чи­вал шес­те­рен­ча­тый трех­сек­ци­он­ный мас­ля­ный на­сос. Ем­кость мас­ля­но­го ба­ка - 60 л. Для смаз­ки дви­га­те­ля при­ме­ня­лись авиа­ци­он­ные мас­ла: МК и МС - ле­том и МЗС - зи­мой.

Сис­те­ма ох­ла­ж­де­ния - жид­ко­ст­ная, за­кры­тая, с при­ну­ди­тель­ной цир­ку­ля­ци­ей. Ра­диа­то­ров - два, труб­ча­тых, ус­та­нов­лен­ных по обе сто­ро­ны от дви­га­те­ля с на­кло­ном в его сто­ро­ну, об­щей ем­ко­стью 55-60 л.

Для очи­ст­ки воз­ду­ха, по­сту­пав­ше­го в ци­лин­д­ры дви­га­те­ля, танк обо­ру­до­вал­ся цен­тро­беж­ным воз­ду­хо­очи­сти­те­лем ти­па «По­мон» с мас­ля­ной ван­ной и про­во­лоч­ным фильт­ром (ка­ни­те­лью).

Пуск дви­га­те­ля осу­ще­ст­в­лял­ся с по­мо­щью двух элек­тро­стар­те­ров СМТ-4628 мощ­но­стью 4,4 кВт ка­ж­дый или сжа­тым воз­ду­хом из двух воз­душ­ных бал­ло­нов. С кон­ца 1941 го­да на КВ-1 вме­сто двух стар­те­ров СМТ-4628 стал ус­та­нав­ли­вать­ся один стар­тер СТ-700 мощ­но­стью 11 кВт.

Ме­ха­ни­че­ская транс­мис­сия со­стоя­ла из мно­го­дис­ко­во­го глав­но­го фрик­цио­на су­хо­го тре­ния фер­ро­до по ста­ли, пя­ти­сту­пен­ча­той двух­валь­ной ко­роб­ки пе­ре­дач, мно­го­дис­ко­вых бор­то­вых фрик­цио­нов су­хо­го тре­ния сталь по ста­ли с лен­точ­ны­ми пла­ваю­щи­ми тор­мо­за­ми и двух пла­не­тар­ных двух­ряд­ных бор­то­вых ре­дук­то­ров.

Ко­роб­ка пе­ре­дач обес­пе­чи­ва­ла 5 пе­ре­дач впе­ред и од­ну на­зад, не име­ла син­хро­ни­за­ции. Пе­ре­да­точ­ные чис­ла: 1-я (по­ни­жен­ная) пе­ре­да­ча 4,86, 1-я пе­ре­да­ча 2,6, 2-я пе­ре­да­ча 1,6, 3-я пе­ре­да­ча 1,05, 4-я пе­ре­да­ча 0,584, зад­няя пе­ре­да­ча 3,24. При экс­плуа­та­ци­он­ном ре­жи­ме дви­га­те­ля танк раз­ви­вал сле­дую­щую ско­рость: 1-я (по­ни­жен­ная) пе­ре­да­ча - 3,7 км/ч, 1-я пе­ре­да­ча - 6,8 км/ч, 2-я пе­ре­да­ча - 11,2 км/ч, 3-я пе­ре­да­ча - 16,9 км/ ч, 4-я пе­ре­да­ча - 30,4 км/ч, зад­ний ход - 5,5 км/ч. Мак­си­маль­ная ско­рость - 34 км/ч.

Хо­до­вая часть

Хо­до­вая часть при­ме­ни­тель­но к од­но­му бор­ту со­стоя­ла из шес­ти опор­ных кат­ков ма­ло­го диа­мет­ра с внут­рен­ней амор­ти­за­ци­ей и трех об­ре­зи­нен­ных под­дер­жи­ваю­щих кат­ков. С ию­ля-ав­гу­ста 1941 го­да на ЧКЗ был ор­га­ни­зо­ван вы­пуск ли­тых опор­ных и под­дер­жи­ваю­щих кат­ков без амор­ти­за­ции.

На­тя­же­ние гу­се­ниц обес­пе­чи­ва­ли на­прав­ляю­щие ко­ле­са, ос­на­щен­ные ме­ха­низ­мом на­тя­же­ния. Для КВ-1 бы­ли раз­ра­бо­та­ны сдво­ен­ные опор­ные кат­ки диа­мет­ром 590 мм и ши­ри­ной 2x110 мм, имев­шие внут­рен­ний амор­ти­за­тор. По­сле на­ча­ла вой­ны из-за рез­ко­го уве­ли­че­ния про­из­вод­ст­ва, а так­же в свя­зи с де­фи­ци­том им­порт­но­го кау­чу­ка, вме­сто кат­ков с внут­рен­ней амор­ти­за­ци­ей на тан­ки на­ча­ли ста­вить цель­но­ме­тал­ли­че­ские ли­тые кат­ки диа­мет­ром 600 мм. Су­ще­ст­во­ва­ло не­сколь­ко ва­ри­ан­тов кат­ков, от­ли­чав­ших­ся друг от дру­га ри­сун­ком уси­ли­ваю­щих ре­бер.

Под­дер­жи­ваю­щие кат­ки у тан­ков до­во­ен­но­го вы­пус­ка име­ли ре­зи­но­вый бан­даж, по­сле на­ча­ла вой­ны их за­ме­ни­ли цель­но­ме­тал­ли­че­ски­ми ли­ты­ми.

Под­вес­ка опор­ных кат­ков - ин­ди­ви­ду­аль­ная тор­си­он­ная.

Ве­ду­щее ко­ле­со со­стоя­ло из ли­той сту­пи­цы и двух ли­тых съем­ных вен­цов с 16 зубь­я­ми ка­ж­дый. На­прав­ляю­щее ко­ле­со ус­та­нав­ли­ва­лось на оси кри­во­ши­па вин­то­во­го ме­ха­низ­ма на­тя­же­ния гу­се­ни­цы.

Цель­но­ме­тал­ли­че­ские гу­се­ни­цы тан­ка КВ име­ли ши­ри­ну 700 мм и вклю­ча­ла 87-90 тра­ков при ша­ге 163 мм. Ка­ж­дая гу­се­ни­ца со­стоя­ла из од­нош­квор­не­вых тра­ков с од­ним цен­траль­ным греб­нем, про­хо­дя­щим ме­ж­ду по­ло­ви­на­ми опор­но­го кат­ка и пре­дот­вра­щаю­щим со­скаль­зы­ва­ние гу­се­ни­цы. Трак пред­став­лял со­бой штам­пов­ку из ста­ли 35ХГ2 с дву­мя пря­мо­уголь­ны­ми ок­на­ми для це­воч­но­го за­це­п­ле­ния с зубь­я­ми ве­ду­ще­го ко­ле­са. С осе­ни 1941 го­да вы­пус­ка­лись ли­тые тра­ки.

Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние

Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние бы­ло вы­пол­не­но по од­но­про­вод­ной схе­ме. На­пря­же­ние 24 В. Ис­точ­ни­ки: ге­не­ра­тор ГТ-4563А мощ­но­стью 1 кВт, че­ты­ре ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи 6-СТЭ-144 ем­ко­стью 144 А·ч ка­ж­дая. По­тре­би­те­ли: элек­тро­стар­те­ры СМТ-4628, элек­тро­мо­тор МБ-20 по­во­рот­но­го ме­ха­низ­ма баш­ни, сред­ст­ва свя­зи, кон­троль­ные при­бо­ры, ап­па­ра­ту­ра внеш­не­го и внут­рен­не­го ос­ве­ще­ния, элек­тро­сиг­нал.

Сред­ст­ва свя­зи

На КВ-1 ус­та­нав­ли­ва­лась ко­рот­ко­вол­но­вая те­ле­фон­но-те­ле­граф­ная ра­дио­стан­ция 71-ТК-3, а с де­каб­ря 1941 го­да - ра­дио­стан­ция 10-Р Внут­рен­няя связь обес­пе­чи­ва­лась тан­ко­вым пе­ре­го­вор­ным уст­рой­ст­вом ТПУ-4-бис.

До­пол­ни­тель­ное и на­вес­ное обо­ру­до­ва­ние

Поч­ти все обо­ру­до­ва­ние рас­по­ла­га­лось сна­ру­жи тан­ка. Это бы­ли: элек­три­че­ские лам­пы (хо­до­вой про­жек­тор, кор­мо­вой сто­п-сиг­нал), клак­сон.

Тан­ки до­во­ен­ных се­рий до­воль­но пол­но ком­плек­то­ва­лись раз­лич­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми, ко­то­рые хра­ни­лись в че­ты­рех вме­сти­тель­ных ящи­ках, рас­по­ло­жен­ных на крыль­ях. Тан­ки во­ен­ных се­рий ком­плек­то­ва­лись скуд­нее, со­от­вет­ст­вен­но, ко­ли­че­ст­во ин­ст­ру­мен­таль­ных ящи­ков со­кра­ти­ли до двух, ус­та­но­вив на вы­сво­бо­див­ших­ся мес­тах на­вес­ные то­п­лив­ные ба­ки. На крыль­ях так­же ле­жа­ли тол­стые сталь­ные бук­си­ро­воч­ные тро­сы, на­глу­хо при­кре­п­лен­ные од­ним кон­цом к бук­си­ро­воч­ным серь­гам на ло­бо­вой бро­не. Вто­рой ко­нец тро­сов фик­си­ро­вал­ся на бор­ту. Кро­ме то­го, на крыль­ях кре­пи­лись шан­це­вые ин­ст­ру­мен­ты (ло­па­ты, кир­ки, ло­мы и др.), а так­же за­пас­ные гу­се­нич­ные тра­ки.

 


Категория: Все | Добавил: руслан (18.02.2010)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright RSI © 2017 |